Руина и гегелевское «снятие»

Знание – силаНаука

От склада к вектору: эволюция гуманитарного знания

Руина и гегелевское «снятие»

Гуманитарное знание возникает в древней Александрии, в эллинистическую эпоху, и возникает как система отбора текстов, предназначенных для продуманной, гладкой, вполне отборной интерпретации. Как заметил Д. Хеллер-Розен1, это было не только распространение, но и руинирование прежней традиции, политической и социальной. Гомер для греков был аргументом и в политических спорах: можно было процитировать Гомера, чтобы доказать преимущество своего города-государства над другим. Кто хранил тексты, тот хранил и политические аргументы, обладание списком и было обладанием политическим ресурсом, не менее мощным, чем в наши дни – киностудия.

В Александрии политики в прежнем виде уже не было. Александрия для множества ее почитателей в ХХ веке, от К. Кавафиса и Михаила Кузмина до Лоренса Даррелла – город чистого переживания времени, где прежние конфликты отходят в неизведанную даль, уступая место близости людей и фатуму истории. Создать вычитанный экземпляр Гомера в древней Александрии означало показать, что теперь все аргументы находятся у филологов, – точнее, у филологии, грамматики, как системы, автоматически решающей, какой аргумент будет сильным, а какой – слабым. В наши дни кинематограф перешел на стриминговые платформы. Представим, что этими платформами будет еще распоряжаться искусственный интеллект, редактирующий фильмы и выдающий те серии и эпизоды, которые считает нужным, – вот что такое александрийская филология не в техническом, а политическом смысле.

Эволюция гуманитарного знания поэтому всегда сдерживалась этим первым руинированием. Например, составление словарей требует огромных усилий, но отбор и интерпретация слов даже у самого смелого лексикографа хотя бы немного следует первичному аргументу о достаточности привычных употреблений для понимания значения слова. «Лексикография Лобачевского», в которой в качестве основных значений слов будут взяты ситуативные, поэтические или обусловленные какими-то убеждениями, пока невозможна – даже составляя словарь писателя, лексикограф опирается не на головокружительные употребления и смыслы, а на понятные значения. Когда Толстой пишет в «Войне и мире», скажем, «с светлым выражением плоского лица», то «светлый» значит чтото вроде «торжественный», а «плоский» – не имеющий своих характеристик, угождающий другим, угодничающий. Но скорее в словаре «светлый» будет синонимом «радостный», сообщая нам про субъективное настроение, а «плоский» – синонимом слов «простой» или «равнодушный». Толстой создавал уже прозу в пространстве Лобачевского, отрывающуюся от себя в сторону безумия на каждом слове, а толковать ее принято, как будто это просто проза и всё, как мы ее знаем и иначе знать не хотим.

Прогресс в гуманитарных науках есть, если мы говорим о создании новых критических наук. Достаточно было Вальтера Беньямина, чтобы возникла теория медиа, или Джейн Джекобс, чтобы появилась критическая урбанис-тика, или Ролана Барта, чтобы утвердилось постструктуралистское исследование культуры. Но при этом все эти явления локальны: Беньямин мог быть только в Берлине, где после поражения в войне нет ничего, кроме типографий и кабаре, Джекобс могла быть только в Нью-Йорке, где после ряда управленческих кризисов не осталось ничего, кроме городского планирования и минимального поддержания рациональности городской машины. И вот из-под пишущей машинки Беньямина выходит теория, в которой медиа движут историю, а из-под компьютера Джекобс – теория, в которой города, а не деревня, кормят человечество. Барт сформулировал свои мысли после того, как оказалось, что никаких других тем у французских филологов, кроме мелких и частных, не осталось. Одним словом, прогресс в гуманитарных науках начинается там, где и сами эти науки, и их предмет висит на волоске. Но то, что сделали такие гуманитарии, сопоставимо с учреждением новых порядков жизни людей вместе.

Вальтер Беньямин
Джейн Джекобс
Ролан Барт

Конечно, в социальных науках и философии ХХ века работает иногда другая модель, которую можно назвать продюсированием. Так, Алек-сандр Кожев был продюсером гегельянства и вообще немецкого идеализма во Франции, а Тэлкотт Парсонс – продюсером социологии Макса Вебера в США. Такие посредники помогают изложить основные положения так, что они становятся продуктивными для дисциплины, которая уже теперь не немецкая или русская, а всемирная. Например, учение Макса Вебера воспринималось бы публикой как сложные построения в немецком духе, если бы не та главная идея, которую молодой Парсонс изложил доходчиво: множественность способов самореализации в социальном мире – под словами «действие», «власть» или «принцип» могут скрываться разные реальности в зависимости от того, насколько деятельно человек хочет изменить мир. Стало возможно описывать, например, Троцкого как власть и Рузвельта как власть, и выяснять, почему первая власть оказалась в эмиграции, а вторая – хорошо функционировала по конституции.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Иванушка и удаленушка Иванушка и удаленушка

15 советов, как сохранить отношения на расстоянии

Maxim
«Я показываю ту страшную жизнь, которая связана с этим дряхлым телом» «Я показываю ту страшную жизнь, которая связана с этим дряхлым телом»

Резо Гигинеишвили о своем фильме «Пациент №1»

Weekend
Проповедники убийств Проповедники убийств

Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер и Жорж Дантон — идеологи террора

Дилетант
Почему во время менопаузы стоит сделать перманентный макияж: 5 плюсов процедуры для женщин 50+ Почему во время менопаузы стоит сделать перманентный макияж: 5 плюсов процедуры для женщин 50+

Выраженный эффект от перманентного макияжа можно увидеть во время менопаузы

VOICE
Тайная жизнь академизма Тайная жизнь академизма

Леонид Цхэ: рисование как перформанс

Weekend
Конечно они Конечно они

«Иванушки» по-прежнему на волне и в чартах!

OK!
Рабочий вариант Рабочий вариант

Изначально Sollers Atlant – это китайский малотоннажник Sunray

Автопилот
Головкины Головкины

Дворянский род, сделавший себе имя благодаря семейным связям

Дилетант
«Сделаю каре после расставания»: о чем может рассказать прическа «Сделаю каре после расставания»: о чем может рассказать прическа

То, как часто человек меняет прическу и цвет волос, способно сказать о многом

Psychologies
«Я убью тебя, брат»: что такое сиблинговый комплекс «Я убью тебя, брат»: что такое сиблинговый комплекс

Почему сиблинги ненавидят друг друга?

Psychologies
Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове Наталия Сирадзе о Савелии Крамарове

Вдова Савелия Крамарова Наталия Сирадзе вспоминает о его жизни и творчестве

Коллекция. Караван историй
Пятая часть осетрины и черной икры из стран в нижнем течении Дуная оказались браконьерскими Пятая часть осетрины и черной икры из стран в нижнем течении Дуная оказались браконьерскими

Уровень браконьерства подрывает усилия по охране последних осетровых Европы

N+1
Смываться разрешается: как унитазы стали предметом искусства Смываться разрешается: как унитазы стали предметом искусства

Как золотые унитазы стали предметом совриска и причем тут Ленин

Правила жизни
5 сигналов, что вы газлайтите самого себя 5 сигналов, что вы газлайтите самого себя

Как выглядит газлайтинг самого себя?

Psychologies
Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов Как правильно ухаживать за кожей в отопительный сезон: 8 золотых заветов

Особенности ухода за кожей в холодное время года

VOICE
Как художник Даши Намдаков стал талисманом для чиновников и бизнесменов Как художник Даши Намдаков стал талисманом для чиновников и бизнесменов

Как художник Даши Намдаков стал главным скульптором России

Forbes
12 признаков того, что ваша жена — нарцисс 12 признаков того, что ваша жена — нарцисс

Токсичные признаки женского нарциссизма

Psychologies
Как важно быть практичным Как важно быть практичным

Альберто Перроне — об относительно новом явлении на рынке частных яхт

Y Magazine
Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность» Илья Любимов: «Я долгое время проверял мир на прочность»

Илья Любимов рассказал о своей семье и о том, как начиналась его карьера

Коллекция. Караван историй
Где рождается свет Где рождается свет

Что такое Солнце? Газовый шар плотнее воды, мощнейший термоядерный реактор

Вокруг света
Мария Лотта Мария Лотта

Модель-сенсация Мария Лотта смотрит на вас отовсюду

Собака.ru
Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе Отказ системы: история роботов и андроидов в литературе

Как роботы, андроиды и ИИ появились в художественной литературе

Правила жизни
«Humariff случился по любви, поэтому он успешен» «Humariff случился по любви, поэтому он успешен»

Тамам Хумарифф — о своей новой коллекции и планах на будущее

OK!
Угнаться за электроном: как лазерные импульсы помогли получить Нобелевскую премию Угнаться за электроном: как лазерные импульсы помогли получить Нобелевскую премию

Сверхкороткие лазерные импульсы позволяют изучать процессы короче секунды

Forbes
Без времени: зачем современному миру организации-долгожители Без времени: зачем современному миру организации-долгожители

Организации, которые смогли пережить несметное число государственных формаций

Forbes
Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире Почему в Европе запрещают dark kitchen и есть ли будущее у доставки еды в мире

Облачные кухни: на каких рынках у них сейчас больше всего шансов?

Forbes
Решаем главную проблему всех обладателей очков: как сделать так, чтобы они не запотевали? Решаем главную проблему всех обладателей очков: как сделать так, чтобы они не запотевали?

К счастью, существует множество способов избежать запотевания очков

ТехИнсайдер
Ментальная связь: что это такое и как ее разорвать. Советы психологов Ментальная связь: что это такое и как ее разорвать. Советы психологов

У ментальной связи вполне объяснимые признаки и причины

РБК
От идолов до айдолов: что такое парасоциальные отношения и могут ли они навредить? От идолов до айдолов: что такое парасоциальные отношения и могут ли они навредить?

Может ли сильная любовь к музыканту навредить психике?

Правила жизни
От «Бригады» до «Жмурок»: как российские криминальные фильмы начала нулевых показывали бандитский стиль От «Бригады» до «Жмурок»: как российские криминальные фильмы начала нулевых показывали бандитский стиль

Разбираем главные русские криминальные фильмы с точки зрения одежды

Правила жизни
Открыть в приложении