Зачем России XXI века нужны ледоколы?

Наука и техникаНаука

Атомные гиганты полярных морей. Смена поколений

Адмирал Макаров, активно выступающий за освоение и развитие северных территорий России, в одном из своих выступлений привел такое образное сравнение: «Россию можно сравнить со зданием, своим фасадом обращенным к Северному Ледовитому океану. Ни одна нация не заинтересована в ледоколах, сколь Россия».

Так, зачем же нужны ледоколы России XXI века?

Чтобы это понять, вспомним, какие несметные сокровища хранит российская Арктика – обширный регион, во многом определяющий экономическое благополучие страны. Это уголь Печоры, апатиты Хибин, нефть и газ Ямала, золото Колымы, продукция Норильского медно-никелевого района, лес, пушнина Сибири. Все эти богатства лежат в приполярных областях страны. Их надо не только добыть, но и доставить в промышленные регионы своей страны либо отправить на экспорт. Не менее важно и движение во встречном направлении: чтобы обеспечивать нормальные условия жизни населения Заполярья, необходимо доставить туда великое множество разнородных грузов. Учитывая протяженность приполярных областей, их удаленность от прочих районов России при отсутствии наземной транспортной инфраструктуры, а также суровый климат этого региона и масштабы необходимых перевозок, реально решить эту задачу под силу лишь морскому транспорту. К тому же Северный морской путь (СМП) – кратчайшая дорога из европейской части России на Дальний Восток. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока составляет: через Суэцкий канал – 23200 км, через Панамский – 29400 км, а по СМП – 14200 км. Но поскольку из шести морей СМП лишь одно (Баренцево) остается незамерзающим, а четыре покрыты льдом в течение всего года, движение здесь судов без ледоколов невозможно. В самые последние годы традиционные проблемы, связанные с освоением Арктики, пополнились и военным аспектом.

Россия – родина ледоколов

Учитывая все эти обстоятельства, не вызывает удивления то, что первый арктический ледокол был задуман еще в конце XIX века именно в России. Правда, русской была лишь идея. В жизнь она была воплощена в Англии, на верфях которой в 1899 году родился первый в мире арктический ледокол «Ермак», прослуживший во льдах целых 64 года. Там же в 1916 году по заказу Российской империи был построен «Святогор», прототипом которого стал «Ермак», но с учетом последних достижений бурно развивающейся в Британии кораблестроительной индустрии.

Судьба этого ледокола складывалась очень непросто. В годы Гражданской войны и интервенции на Севере России он был сознательно затоплен красными в устье Северной Двины, но поднят интервентами-англичанами, доставлен в страну происхождения, отремонтирован и возвращен в строй, а по окончании Гражданской войны в 1921 году возвращен уже Советской России. В борьбе за его возвращение, проходившей на дипломатическом поле, значительная роль выпала на долю полпреда России в Англии Леонида Красина, после смерти которого в 1926 году «Святогор» получил его имя. Под этим именем он и вошел в анналы морской истории, совершив немало славных дел и на мирном, и на военном поприще. Жив он и поныне: сегодня ледокол, уже как корабль-музей, можно увидеть в Санкт-Петербурге пришвартованным у набережной Лейтенанта Шмидта.

Вплоть до середины 1930-х годов ледоколов собственной постройки СССР не имел. Доставшиеся от старой России ледоколы (в основном построенные в Англии) старели и изнашивались, а потребность в ледокольном флоте только нарастала.

В июне 1934 года под эгидой Иосифа Сталина была принята первая советская программа ледоколостроения. До начала Великой Отечественной войны на ленинградском Балтийском заводе были построены два паровых ледокола – «И. Сталин» и «В. Молотов». Война остановила дальнейшее строительство. После ее окончания еще не вышедший из разрухи СССР был не в состоянии строить собственные ледоколы. Обратились к Финляндии. Эта небольшая северная страна до середины XX века построила около 75% мирового ледокольного флота. Не был забыт и СССР. Для него была построена серия дизель-электрических ледоколов. Финские ледоколы составляли основу советского ледокольного флота до тех пор, пока им на помощь в Арктику не пришел «мирный атом».

Схема парового ледокола «И. Сталин»

Ледокол как он есть

Любой ледокол отличается от иных судов по целому ряду параметров. Прежде всего, по ареалу своего «обитания»: его можно встретить только в высоких широтах. Такая география определяет особо суровые условия, в которых работают ледоколы. Ни одно судно не сталкивается напрямую с таким силовым противостоянием стихии, как ледокол, в прямом смысле грудью пробивающий дорогу себе и идущему за ним каравану в тяжелых паковых льдах. И это самым непосредственным образом влияет на конструкцию ледоколов: определяет формы обводов и повышенную прочность корпусов, мощность силовых установок, форму и количество винтов, а также тип приводящих их в движение гребных двигателей.

Кроме того, с учетом климата нельзя не позаботиться и о конструкции надстроек, определяющих условия обитания экипажа. Поэтому корпус современного ледокола имеет бочкообразную безкилевую форму, рассчитанную на то, что сжимающие его льды будут выдавливать судно вверх. Правда, для этого необходимо, чтобы самая широкая часть корпуса располагалась выше ватерлинии. И форштевень, и ахтерштевень ледокола наклонены на 30 градусов к горизонтали, поскольку ледоколам нередко доводится двигаться во льдах как вперед, так и задним ходом. Важным фактором является соотношение длины и ширины корпуса, чем оно меньше, тем проще ледоколу маневрировать во льдах. А ширина корпуса еще и определяет ширину канала, прокладываемого во льдах. Самое уязвимое место ледокола – его винто-рулевая группа, поэтому и руль, и винты стараются спрятать под корму, чтобы, по возможности, защитить их от столкновений со льдом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Автобудущее Автобудущее

Мы находимся на пороге одних из самых быстрых перемен в работе транспорта

Популярная механика
«Мы поцеловались первый раз в кадре» «Мы поцеловались первый раз в кадре»

Актеры Анастасия Талызина и Сергей Новосад — о судьбоносных съемках и везении

OK!
Улицы разбитых фонариков: 10 бандитских фильмов из Японии Улицы разбитых фонариков: 10 бандитских фильмов из Японии

Фильмы японской новой волны, которые стоит посмотреть и сегодня

Правила жизни
Круто ты пропал: что стало с участниками «Фабрики звезд» разных сезонов Круто ты пропал: что стало с участниками «Фабрики звезд» разных сезонов

Кто из «фабрикантов» стал звездой, а чья карьера пошла по другому сценарию

Правила жизни
Андроид-чемпион Андроид-чемпион

Как роботы защищают честь российского футбола

Популярная механика
Big Data под угрозой: почему бизнес больше не стремится узнать все о своих клиентах Big Data под угрозой: почему бизнес больше не стремится узнать все о своих клиентах

Почему гонка за клиентскими данными у крупного бизнеса замедлилась

Forbes
Байкальская ловля нейтрино Байкальская ловля нейтрино

Новый глубоководный нейтринный телескоп на озере Байкале

Популярная механика
10 самых ярких Ferrari, о которых стыдно не знать мужчине 10 самых ярких Ferrari, о которых стыдно не знать мужчине

Изучаем культовую и самую дорогую продукцию Ferrari

Maxim
Как рассказать ребенку о его биологическом отце: 4 рекомендации психолога Как рассказать ребенку о его биологическом отце: 4 рекомендации психолога

Стоит ли ребенку рассказывать о биологическом отце? Если да, то как это сделать?

Psychologies
С чистого листа. 5 главных песен Джона Леннона С чистого листа. 5 главных песен Джона Леннона

Рассматриваем биографию Джона Леннона через 5 его главных песен

СНОБ
Исключи из рациона Исключи из рациона

7 продуктов, которые только прикидываются диетическими

Лиза
Круг счастливых Круг счастливых

Как предприниматель Борис Акимов организовал сообщество счастливых людей

Новый очаг
E-SIM в часах: действительно ли она вам нужна E-SIM в часах: действительно ли она вам нужна

E-SIM действительно очень удобная функция, но так ли она нужна?

CHIP
Китайская робособака Unitree B2 удержала равновесие на лестнице и разогналась до шести метров в секунду Китайская робособака Unitree B2 удержала равновесие на лестнице и разогналась до шести метров в секунду

Робот выдерживает 120 килограмм и может ходить более пяти часов

N+1
«Привет, мама»: история женского взросления с Аглаей Тарасовой и Дарьей Савельевой «Привет, мама»: история женского взросления с Аглаей Тарасовой и Дарьей Савельевой

«Привет, мама»: история о сепарации детей от травмировавших их взрослых

Forbes
Шопинг-терапия: почему покупки могут работают как антистресс Шопинг-терапия: почему покупки могут работают как антистресс

Как подходить к шопингу, чтобы он действительно приносил удовольствие

Forbes
От «Слова пацана» до «Юмориста»: как российские фильмы и сериалы пересобирают эстетику 1980-х От «Слова пацана» до «Юмориста»: как российские фильмы и сериалы пересобирают эстетику 1980-х

Как эпоху 1980-х видят и переосмысливают современные кинематографисты

Правила жизни
При большом количестве помощниц ткачиковые воробьи отложили яйца покрупнее При большом количестве помощниц ткачиковые воробьи отложили яйца покрупнее

Самки ткачикового воробья откладывают более крупные яйца с помощнцами

N+1
Миссия: вернуть желание — подробный гайд Миссия: вернуть желание — подробный гайд

Куда пропадает страсть и как вернуть ее в отношения

Psychologies
Аттосекундное дело Аттосекундное дело

Пьер Агостини, Ференц Краус и Ан Люйе придумали, как разглядеть электрон

Наука
Как важно быть практичным Как важно быть практичным

Альберто Перроне — об относительно новом явлении на рынке частных яхт

Y Magazine
Почему до сих пор не удалось найти дно у Бездонного озера — главной загадки Подмосковья? Почему до сих пор не удалось найти дно у Бездонного озера — главной загадки Подмосковья?

Вот уже почти 200 лет русские исследователи пытаются отыскать в Бездонном... дно

ТехИнсайдер
Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо Сервер научных статей bioRxiv поручил ИИ писать резюме. Пока не все хорошо

В bioRxiv стартовала в пилотном режиме ИИ-модель, которая может писать резюме

ТехИнсайдер
Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые Массовый переход на электромобили должен был решить экологические проблемы — но создал новые

Почему Норвегия, пионер по переходу на электрокары, пытается сократить их число

VC.RU
Удар, ломающий судьбы Удар, ломающий судьбы

Почему инсульт настолько опасен и как защитить себя от этой страшной болезни

N+1
Город с характером: куда сходить и что попробовать в столице Сибири Город с характером: куда сходить и что попробовать в столице Сибири

Достопримечательности, которые демонстрируют, как развивается Новосибирск

СНОБ
Ксения Кузнецова: «Если мне что-то не нравится, начинаю над этим работать» Ксения Кузнецова: «Если мне что-то не нравится, начинаю над этим работать»

Ксения Кузнецова – о горах, доме без углов, восприятии своей внешности и счастье

Здоровье
Краткая история пикапов Jeep. С 1947 года и до наших дней Краткая история пикапов Jeep. С 1947 года и до наших дней

Что помешало Jeep продолжить грузовую линейку?

4x4 Club
И я там был. Почему трудно забыть первую любовь И я там был. Почему трудно забыть первую любовь

Как забыть свою бывшую

СНОБ
Когда возникает «наука», или История понятия «science» Когда возникает «наука», или История понятия «science»

Развитие научного знания в Англии в XVII веке

Знание – сила
Открыть в приложении