Двадцать фактов о Василе Быкове
В июне этого года исполняется сто лет со дня рождения Василя Быкова (1924—2003), великого советского и беларуского писателя, известного далеко за пределами своей страны, одного из ярких представителей военной «лейтенантской» прозы, экзистенциализма в его беларуском воплощении. У себя на родине Василя Быкова называют «совестью нации», и это звание он по праву заслужил благодаря своим повестям и гражданской позиции.
В наши дни довольно популярен жанр «N любопытных фактов о…». Понятно, что он не дает возможности глубоко познакомиться с героем, но может добавить несколько живых черточек к сухому академическому портрету выдающейся личности.
Эта подборка фактов составлена на основе автобиографической книги Василя Владимировича Быкова «Доўгая дарога дадому» («Долгая дорога домой»). Это – небольшие штрихи к портрету и биографии, без пафоса и бронзы.
1. Василь Быков отлично учился в начальной школе, и по этой причине он… два года просидел в четвертом классе. Учитель приметил талантливого ученика и посреди учебного года перевел его из третьего класса в четвертый. Но отец посчитал, что «малявке», когда он кончит этот класс, еще тяжело будет ходить за три километра в среднюю школу. Так что пришлось ему повторно проучиться в четвертом – «лишь бы учиться», вспоминал Быков (здесь и далее курсивом выделены цитаты из русского перевода этой книги, изданного в 2004 году. – Прим. ред.).
2. Свою литературную деятельность Быков начал с перевода. Ему очень понравился роман Жюля Верна «Из пушки на Луну», он перевел его на белорусский язык и послал в редакцию газеты «Піянэр Беларусі», «чтобы там напечатали и познакомили белорусских детей с этим произведением».
3. В годы перестройки Василь Быков поддерживал отношения с немецкими евангелистами. Похоже, что тогда он уже несколько иначе смотрел и на верующих, и на религию, а вот в детстве, будучи пионером-активистом, таскал из церкви старинные фолианты и клеил «из церковных рукописных пергаментов воздушных змеев», а также ходил в тюбетейке – районный быткомбинат шил их для ребят из церковных риз.
4. Начало Великой Отечественной войны Быков встретил на территории Украины. Там он впервые поцеловался. Ну почти… В своей книге этот немолодой суровый мужчина с нежностью вспоминает, как к нему, шедшему в колонне 17–18-летних юнцов, подбежала чернокосая украинка и поцеловала его. Это волнующее чувство ожило в его памяти и согревало его в пору написания автобиографической книги.
5. В 1941 году Быкова чуть не расстреляли. Он отбился от своих, и его задержали сотрудники НКВД. «Нашли в моей сумке карту – вырванный из учебника лист, на котором я, грамотей, отмечал положение на фронтах». После допроса, в сумятице отступления, его решили расстрелять, но солдат, которому это поручили, пожалел Василя – уж очень искренне тот расплакался перед близкой смертью: «Пацан, бежи! Ходко!» Верю, что так и было.