Сохранение исторической памяти: «9 мая — объединяющая идея для России»
День Победы — один из наиболее важных праздников в истории России. Как сделать, чтобы современные школьники воспринимали этот праздник как свой личный? Инфантильны ли современные подростки? Зачем в век цифровых технологий нужен музей? Что такое подвиг? И как сохранить историческую память? Об этом рассказал генеральный директор Музея Победы, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Александр Школьник.
Все чаще сегодня возникает вопрос об утрате исторической памяти. Появились поколения, не воспринимающие День Победы как особенный праздник. От года к году эта проблема ощущается острее. Как вам кажется, что можно и нужно предпринять сегодня, чтобы поколение сегодняшних детей тоже воспринимало День Победы как свой личный праздник?
Все зависит от нас с вами. От школьных учителей, родителей, представителей СМИ, деятелей культуры. В целом от общества. Прежде всего, от нашего желания поделиться с детьми своими знаниями и опытом, привить уважение к памяти предков.
Как правило, в тех семьях, где есть крепкое идейно подкованное старшее поколение, дети и внуки вырастают с уважением к истории своего Отечества, понимают важность Дня Победы.
Возьмем акцию «Бессмертный полк». Вспомните масштаб! Как много молодых ребят в нашей стране участвует в акции «Свеча памяти» 22 июня, в День памяти и скорби! Сотни тысяч по всей России! А какое количество писем школьники отправляют нашим бойцам в зону боевых действий в Донбассе!
Я думаю, чтобы сохранить преемственность исторической памяти и важнейшую сущностную ценность Дня Победы, мы должны так рассказывать нашим подрастающим поколениям о подвиге наших предков, так представлять историю Великой Отечественной, чтобы современного подростка, говоря его словами, «зацепило».
Самая верная формула патриотического воспитания, на мой взгляд: семья — школа — культурная среда — государство.
Мы очень вовремя поняли, что День Победы, по сути, стал для нашего общества объединяющей национальной идеей и духовной скрепой, которая сплачивает людей.
Через года многие исторические события проходят многократное переосмысление. Это касается и Великой Отечественной войны. Как вам кажется, какие темы, связанные с ВОВ, представляют наибольшее искушение для всевозможных интерпретаций?
Интерпретациями событий Второй мировой больше всего любят заниматься на Западе. Причем переписывание истории началось буквально сразу же после Ялтинской и Сан-Францисской конференций, то есть после достижения мирных договоренностей и создания Организации Объединенных Наций. Сейчас практически каждый молодой американец и европеец уверен, что войну выиграли союзники.
Вот этим ложным трактовкам мы должны всячески противостоять. Мир от гитлеровского нацизма спас советский солдат. Это — истина.