Жизнь в недостатке: каких кадров не хватает российскому онлайн-ретейлу
Онлайн-ретейл — одна из самых динамично развивающихся отраслей. По данным ФНС, выручка компаний в сфере электронной торговли растет в среднем на 5% каждый месяц. Но сохранится ли динамика, если нехватка кадров, с которой сейчас столкнулась российская экономика, дойдет и до e-commerce? Директор e-com-разработчика Ctrlweb Николай Резун рассказывает о том, каких специалистов недостает в российском онлайн-ретейле и что с этим делать.
Кто нужен онлайн-ретейлу
Сегодня в России тотальный дефицит кадров: количество вакансий, которые бизнес не может закрыть, исчисляется сотнями тысяч. Это видно даже по доходам курьеров — в 2023 году они выросли в среднем на 10%. Группа «Актион Управление» провела исследование: среди опрошенных ею 365 компаний 40% ответили, что им не хватает квалифицированных работников. Причин много: демографическая яма 90-х годов, мобилизация, отъезд молодых трудоспособных россиян за границу, отток трудовых мигрантов из страны.
Не обошел дефицит и сферу e-commerce. Помимо острой нехватки курьеров, работников склада и других синих воротничков, особо тяжелая ситуация сложилась со специалистами, от которых во многом зависит построение и развитие e-com-систем:
- IT-архитекторы, которые глубоко понимают e-commerce. Такие сотрудники работают над созданием архитектуры, поддерживают функционирование магазина, связь витрины со складом и т. д.
- Head of e-commerce — люди, которые управляют всем подразделением по онлайн-торговле. Часто эти функции выполняет директор по маркетингу. Грамотных директоров, которые бы разбирались в тонкостях продвижения именно интернет-площадки и могли бы собрать подходящую команду, на рынке тоже мало.
При общей нехватке IT-специалистов, о которой не говорит только ленивый, колоссальный дефицит талантов, которые разбираются в e-com, сильно тормозит развитие электронной торговли даже в крупных компаниях.
Почему так мало архитекторов?
Онлайн-торговля — сфера, которая с точки зрения технологий очень быстро эволюционирует. Нужны люди, развивающиеся вместе с отраслью, находящиеся в контексте всех изменений. Сложности у компаний в e-commerce возникли из-за того, что крупные игроки, такие как Wildberries и Ozon, вывели электронную торговлю на высокий уровень не только по российским, но и по мировым меркам. И теперь потребители не хотят получать сервис меньшего качества, когда они покупают в других онлайн-магазинах. Поэтому даже ретейлерам среднего размера приходится «подтягивать» свои сайты, мобильные приложения и все внутренние процессы и операции к определенной планке. А это невозможно без правильной IТ-архитектуры.