Чистота душевная, любовь нелицемерная
Один из самых почитаемых православных святых, основатель нескольких монастырей, величайший русский подвижник, по словам Павла Флоренского – «ангел-хранитель России». Все это – о Сергии Радонежском, всея Руси чудотворце!
Загадки хронологии
Преподобный Сергий считается собирателем русского народа, именно с его именем связывают возникновение русской духовной культуры. Однако почитается он не только православной церковью, но даже и некоторыми католиками. Диакон Георгий Максимов сообщает: «В 1940 году папа Пий XII признал преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых, чье почитание благословлялось для русских католиков … однако в результате почитание преподобного Сергия распространилось и на католических приходах латинской традиции, никак не связанных с Россией».
Биография святого в общих чертах известна неплохо, ведь существуют десятки его житий (жизнеописаний), однако и над их страницами множеству исследователей приходится поломать голову. Например, нет никакой ясности относительно хронологии тех или иных жизненных вех, включая и даты жизни.
О рождении будущего святого его первое житие, составленное Епифанием Премудрым, сообщает так: «Хочу также сказать о времени и годе, когда преподобный родился: в годы правления благочестивого, славного и державного царя Андроника, самодержца греческого, который царствовал в Царьграде, при архиепископе Константинополя Каллисте, патриархе вселенском; родился он в земле Русской, в годы княжения великого князя тверского Дмитрия Михайловича, при архиепископе преосвященном Петре, митрополите всея Руси, когда приходило войско Ахмыла». Исходя из этой запутанной формулировки различные исследователи сделали очень разные выводы. Возможно, что Сергий родился либо 3 мая 1314, 1319 или 1322 года, либо 1 или 29–31 мая 1322 года. Разброс не то чтобы большой, но все же существенный. Также разнятся даты монашеского пострига преподобного – 1337 или 1342 год. Точно известен лишь год окончания его земного пути – 1392-й. Соответственно, скончался он в возрасте не то 70, не то 78 лет… Но, однако, начнем по порядку!
Отрок Варфоломей
Кирилл и Мария, родители Сергия, были, как сообщает Епифаний, людьми «благородными и благоверными». Жили они в Ростовском княжестве, в некоей отдаленной от Ростова деревне (считается, что это было село Варницы). В то время эта земля была одним из немногих сохранившихся осколков домонгольской цивилизации, ее еще не затронул общий упадок, и Ростов представлял собой один из культурных центров Руси. В городе были школы и библиотеки (и то и другое – большая редкость по тем временам), сохранялась греческая церковная и культурная традиция, в соответствии с ней велось и обучение в школах, поэтому вполне вероятно, что Сергий Радонежский владел греческим языком.
При крещении мальчика нарекли Варфоломеем, в честь одного из апостолов. Был он средним из сыновей, всегда спокойный, сдержанный, приветливый. В возрасте семи лет его отдали «учиться грамоте», но обучение шло плохо, мальчик учился «как-то медленно и не прилежно», в то время как старший Стефан и младший Петр все схватывали на лету. Родители его ругали, учителя наказывали, сверстники смеялись, а сам Варфоломей возносил слезные молитвы Богу, чтобы помог в учении. Вот как описывается этот эпизод в словаре Брокгауза и Ефрона: «Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию».
Но широко известна другая, мистическая версия. Однажды отрок Варфоломей «…увидел некоего черноризца, старца святого, удивительного и неизвестного, саном пресвитера, благообразного и подобного ангелу, на поле под дубом стоящего и прилежно со слезами молящегося». Юноша дождался окончания молитвы и приблизился к старцу, испытывая острое желание излить ему свои горести. Незнакомец выслушал его и предложил помолиться вместе. После этого дал Варфоломею съесть кусочек просфоры и пообещал, что с этого дня он будет знать грамоту лучше всех. Так и случилось!
Обретя способность к обучению, мальчик в самом деле погрузился в церковную жизнь и еще до своего 12-летия «стал поститься строгим постом и от всего воздерживался, в среду и в пятницу ничего не ел, а в прочие дни хлебом питался и водой; по ночам часто бодрствовал и молился». Родители не особенно поддерживали такое рвение, но поделать ничего не могли.