Куда приводят мечты (и стоит ли за ними следовать)
Почему глобальные мечты сменяются бытовыми планами на ближайшее будущее? Что будет, если позволить себе воплотить в жизнь давние желания? И как при этом не разрушить уже налаженную жизнь?
Изобрести лекарство от тяжелой болезни, стать кинозвездой, проектировать лунные поселения… В юности наши мечты масштабны, но с годами они нередко становятся все мельче. Мы говорим: «мечтаю поехать в Таиланд», «хочу прибавку к зарплате», но можно ли назвать мечтой то, что находится на расстоянии вытянутой руки?
«Мечта — это образ идеального прекрасного будущего, — размышляет психолог Евгений Осин. — Когда мы строим его, то входим в контакт с собой, со своими ценностями. Появляется представление о том, какой могла бы быть наша жизнь, и оно мотивирует стремиться в этом направлении. Но по мере того как мы взрослеем, времени остается меньше, поэтому место мечты занимают более конкретные планы на ближайшие месяцы».
Нужно ли мечтать
Так может быть, надо констатировать, что смелые мечты — это удел юности, а взрослым не к лицу витать в облаках? Может быть, мечтать — несерьезное занятие? Вот строить реалистичные планы и выполнять их — другое дело!
Опыт ошибок и неудач говорит, что нельзя получить все, чего хочешь. Что, погнавшись за мечтой, можно потерять то, что уже имеешь. Недаром же возникли пословицы типа «Лучшее — враг хорошего», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Мы вроде бы обращаемся к здравому смыслу, но при этом порой не замечаем, как себя ограничиваем и не решаемся даже попробовать жить так, как хотелось бы.
«Такие рассуждения — защитный механизм, за счет которого мы избегаем внутреннего конфликта, — считает Евгений Осин. — С одной стороны, мечта содержит в себе то, что для нас по-настоящему ценно. С другой — мы понимаем: на пути к ней много препятствий, барьеров, трудностей. Это противоречие порождает внутреннее напряжение, которое можно разрешить разными способами».
Один из них — сказать, что мечта для меня не важна или недостижима. Но тогда мы в некотором смысле отказываемся от себя, от собственных стремлений
Нередко можно услышать мнение, что это и есть трезвый, зрелый взгляд на мир. На самом деле — всего лишь его упрощенная картина. Настоящее взросление, подчеркивает психолог, предполагает, что мы в состоянии удерживать в себе всю сложность и неоднозначность реального мира.
Но столкновение с ним может увести нас в другую крайность. «Уже несколько лет как я подсела на вебинары известных бизнес-тренеров, рассказывающих, как это здорово — перестать быть наемным служащим и открыть собственное дело, — рассказывает 35-летняя Наталья, сотрудница министерства. — Заманчивая перспектива, кажется, еще совсем немного, и я решусь на этот шаг. Но надо признать, что за все это время я даже не попыталась его сделать».
Мы можем годами мечтать, как изменим жизнь… и ничего для этого не делать. Почему? «Это известный феномен, который описан в работах специалиста по мотивации Габриэль Эттинген и других исследователей, — рассказывает Евгений Осин. — Его можно назвать защитным фантазированием: вместо того, чтобы ставить себе цели и достигать их, мы лишь мечтаем о том, как могли бы это сделать. Это тоже механизм совладания со сложностью реальности, по сути — способ избежать встречи с настоящей жизнью. Но это фантазия, а не мечта: она не побуждает нас к действию».
Жить без мечты и жить в мечтах — оба эти варианта неудачны, потому что не позволяют нам реализовать себя. Истина, как всегда, где-то посередине. «Мечтая, мы, по сути, отпускаем себя, снимаем внутренние запреты, как если бы все для нас было возможно, — объясняет Евгений Осин. — А потом на этой основе уже можем строить конкретные планы». Искусство построения собственной жизни и состоит в том, чтобы найти способ соотнести мечту с реальностью.