Зельфира Трегулова: главные выставки и итоги работы в Третьяковской галерее
9 февраля Министерство культуры не продлило контракт с директором Третьяковской галереи, Зельфирой Трегуловой, руководившей музеем 8 лет, с 2015 года. Forbes Woman вспоминает главные проекты, созданные в музее под руководством Трегуловой, когда стратегией Третьяковки стало «возвеличивание русского искусства»
В кресле директора Третьяковки Зельфира Трегулова сменила Ирину Лебедеву, многолетнего сотрудника галереи. Нового директора коллективу представлял лично тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Зельфира Трегулова была хорошо известна в музейном мире, возглавляла государственное объединение РОСИЗО, но для Третьяковки была «чужим» человеком. Однако за очень короткое время стало ясно, что это был правильный выбор. Менеджерские, фандрайзинговые качества в ситуации сокращения госфинансирования, умение договариваться с коллекционерами, меценатами и спонсорами (помог опыт стажировки в начале 1990-х в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке) у Трегуловой сочетались с профессиональными музейными знаниями. В 2019 году Третьяковка основала свой эндаумент-фонд. Первый взнос в 100 млн рублей внес Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина.
«Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство», — говорила Зельфира Трегулова о роли директора музея.
Роль Третьяковской галереи в современной истории директор определила так: «Мы пишем своими выставками новую историю отечественного искусства». Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея провела ребрендинг, увеличила выставочные площади, расширив пространство на Крымском валу за счет Западного крыла, разморозила стройку нового здания на Кадашевской набережной и изменила концепцию музея, сделав его одним из центров московской городской жизни.
Изменив взгляд на роль музея, Трегулова и Третьяковка предложили посмотреть под другим углом на личность основателя галереи Павла Третьякова и его брата Сергея. Так был создан музей, посвященный Третьяковым, и пересмотрена история создания коллекции. И автор исследования о Третьякове Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века, и директор музея подчеркивали: Павел Третьяков покупал современное искусство, часто осознавая, что не сможет показать его в пространстве галереи. Он считал своей миссией создать репрезентативную коллекцию русского искусства своего времени. Трегулова призывала «оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы».
Продолжая логику основателя, директор музея особенное внимание уделяла развитию музейной коллекции, пополнению ее современным искусством. При отсутствии бюджетных средств на покупку новых работ была сделана ставка на дары коллекционеров и художников. В 2017-м, который был объявлен Третьяковкой годом дарений, собрание музея пополнилось 1936 произведениями, включая масштабное полотно Эрика Булатова «Картина и зрители».
Кроме того, Третьяковка стала показывать русское искусство в контексте западно-европейского: «Этот контекст был важен всегда. Недаром одной из самых прорывных выставок начала 1970-х годов стала выставка портрета в ГМИИ им. Пушкина, где этюд портрета Жанны Самари висел рядом с «Девочкой с персиками» Серова», — рассказывала Зельфира Трегулова Forbes. Такие сопоставления, по ее мнению, идут на пользу русскому искусству: «Если в 1972 году Жанна Самари «побила» «Девочку с персиками», то на нашей последней выставке — я имею в виду, конечно, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — русская школа продемонстрировала свое невероятное качество. Увидев мир, мы смотрим уже другими глазами на собственное искусство. Это очень интересное изменение фокуса зрения».
Следуя этой логике, в 2017 году Трегулова предоставила площади музея на Крымском валу для выставки основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства, которую курировала директор токийского музея современного искусства Юко Хасэгава. В тот момент основатель Биеннале, куратор Иосиф Бакштейн, который проводил выставку в Москве с 2005 года, продал бренд Юлии Музыкантской, приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице Министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C. Ее отношения с художественным сообществом ознаменовались скандалами: вопросы технического обеспечения выставок превращались в нерешаемый квест, художникам не выплачивались ни гонорары, ни деньги на производство работ. Тем не менее следующая биеннале прошла в Третьяковке в 2019 году.
Биеннале 2022 года, которая монтировалась в Западном крыле Новой Третьяковки, решением Министерства культуры была отменена за несколько дней до открытия. Как выяснил Forbes Life, между галереей и организаторами биеннале возникли разногласия, касающиеся хозяйственно-технических аспектов монтажа — установки музейного климата, аренды электрощитка, использования шинопроводов и светильников. Позже Третьяковская галерея обвинила организаторов биеннале в том, что они не закончили монтаж в срок, и сообщила об обрушении потолочных конструкций на площадке. Организаторы утверждали, что успели завершить работы и что соглашение с галереей не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Кроме того, возникли взаимные претензии, касающиеся содержания выставки. В письмах, направленных на имя заместителя директора Третьяковки, Музыкантская писала, что галерея заинтересована в открытии биеннале, «учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР». А в пресс-релизе Минкульта позже говорилось, что открытие было отменено по причине «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». Связанный с биеннале скандал стал одним из самых громких в российском художественном сообществе в 2022 году.
Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея четырежды становилась лауреатом премии The Art Newspaper Russia. В 2022 году Третьяковка была признана лучшим музеем года. Как лаконично выразился художник Борис Орлов, музей проводит «пересмотр истории русского искусства в сторону его возвеличивания».
Forbes Woman вспоминает 15 крупных проектов, определивших основные тенденции развития Третьяковской галереи.
Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год
За три с лишним месяца работы ретроспективу Валентина Серова посетили 485 000 зрителей — рекорд Третьяковки нового времени.
Зельфира Трегулова подключилась к подготовке выставки на ее последних этапах и изменила сценарий экспозиции. В интервью Forbes она рассказывала: «Целью было создать внутреннюю открытость экспозиции и эффект, который вызывал бы возглас «Ах!» у каждого, кто зайдет. И то, что мы сделали, сработало».
На выставку приезжал президент Владимир Путин, давний знакомый Зельфиры Трегуловой. В 2000 и 2005 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Путин открывал выставки, которые курировала Трегулова, — «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова» и «Россия!», организованную Фондом Владимира Потанина.
Большие монографические выставки стали фирменным знаком Третьяковки. За Серовым последовали ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Ларионова, Репина, Куинджи, Поленова, Врубеля. «Каждый выставочный хит галереи меняет представление о художнике», — отмечала The Art Newspaper Russia.
Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год
Первая большая выставка, подготовленная Зельфирой Трегуловой в статусе директора Третьяковки и ее командой.
Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев был официальным художником советской эпохи, получал награды и занимал различные посты. Его «Поднимающий знамя» в советское время входил во все школьные хрестоматии. Зрелищно и эффектно, по-плакатному выстроены композиции работ, обращающихся к темам войны, революции, героического труда. Их герои буквально «не щадя живота своего», усилием воли и ценой своих жизней преодолевают, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Как писали критики, Коржева, похоже, никогда не интересовали ни молодость, ни изящество, ни красота.