Главные проекты, созданные в Третьяковке под руководством Зельфиры Трегуловой

ForbesКультура

Зельфира Трегулова: главные выставки и итоги работы в Третьяковской галерее

9 февраля Министерство культуры не продлило контракт с директором Третьяковской галереи, Зельфирой Трегуловой, руководившей музеем 8 лет, с 2015 года. Forbes Woman вспоминает главные проекты, созданные в музее под руководством Трегуловой, когда стратегией Третьяковки стало «возвеличивание русского искусства»

Яна Жиляева

Яэль Бартана, Crisis — Crysis — Crycis. Выставка «Многообразие/единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж» (Фото Владимира Гердо / ТАСС)

В кресле директора Третьяковки Зельфира Трегулова сменила Ирину Лебедеву, многолетнего сотрудника галереи. Нового директора коллективу представлял лично тогдашний министр культуры Владимир Мединский. Зельфира Трегулова была хорошо известна в музейном мире, возглавляла государственное объединение РОСИЗО, но для Третьяковки была «чужим» человеком. Однако за очень короткое время стало ясно, что это был правильный выбор. Менеджерские, фандрайзинговые качества в ситуации сокращения госфинансирования, умение договариваться с коллекционерами, меценатами и спонсорами (помог опыт стажировки в начале 1990-х в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке) у Трегуловой сочетались с профессиональными музейными знаниями. В 2019 году Третьяковка основала свой эндаумент-фонд. Первый взнос в 100 млн рублей внес Благотворительный фонд миллиардера Владимира Потанина.

«Существует мнение, что для современного музея важнее всего энергичный, деловой менеджер. Но эффективный менеджмент должен быть напрямую связан с работой над содержательной стороной деятельности любого музея, его публичной работой и выходом в общественное пространство», — говорила Зельфира Трегулова о роли директора музея.

Роль Третьяковской галереи в современной истории директор определила так: «Мы пишем своими выставками новую историю отечественного искусства». Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея провела ребрендинг, увеличила выставочные площади, расширив пространство на Крымском валу за счет Западного крыла, разморозила стройку нового здания на Кадашевской набережной и изменила концепцию музея, сделав его одним из центров московской городской жизни.

Изменив взгляд на роль музея, Трегулова и Третьяковка предложили посмотреть под другим углом на личность основателя галереи Павла Третьякова и его брата Сергея. Так был создан музей, посвященный Третьяковым, и пересмотрена история создания коллекции. И автор исследования о Третьякове Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX – начала XX века, и директор музея подчеркивали: Павел Третьяков покупал современное искусство, часто осознавая, что не сможет показать его в пространстве галереи. Он считал своей миссией создать репрезентативную коллекцию русского искусства своего времени. Трегулова призывала «оценить прозорливость и смелость Павла Михайловича Третьякова, который, невзирая на резкую критику, покупал эти вещи, даже если иногда ему самому они не особенно нравились. Но Третьяков понимал, что каждая из них — это определенный новый этап развития русской школы».

Продолжая логику основателя, директор музея особенное внимание уделяла развитию музейной коллекции, пополнению ее современным искусством. При отсутствии бюджетных средств на покупку новых работ была сделана ставка на дары коллекционеров и художников. В 2017-м, который был объявлен Третьяковкой годом дарений, собрание музея пополнилось 1936 произведениями, включая масштабное полотно Эрика Булатова «Картина и зрители».

Кроме того, Третьяковка стала показывать русское искусство в контексте западно-европейского: «Этот контекст был важен всегда. Недаром одной из самых прорывных выставок начала 1970-х годов стала выставка портрета в ГМИИ им. Пушкина, где этюд портрета Жанны Самари висел рядом с «Девочкой с персиками» Серова», — рассказывала Зельфира Трегулова Forbes. Такие сопоставления, по ее мнению, идут на пользу русскому искусству: «Если в 1972 году Жанна Самари «побила» «Девочку с персиками», то на нашей последней выставке — я имею в виду, конечно, «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии» — русская школа продемонстрировала свое невероятное качество. Увидев мир, мы смотрим уже другими глазами на собственное искусство. Это очень интересное изменение фокуса зрения».

Следуя этой логике, в 2017 году Трегулова предоставила площади музея на Крымском валу для выставки основного проекта 7-й Московской биеннале современного искусства, которую курировала директор токийского музея современного искусства Юко Хасэгава. В тот момент основатель Биеннале, куратор Иосиф Бакштейн, который проводил выставку в Москве с 2005 года, продал бренд Юлии Музыкантской, приемной дочери экс-префекта ЦАО Москвы Александра Музыкантского и бывшей сотруднице Министерства культуры, центра «Винзавод» и фонда V-A-C. Ее отношения с художественным сообществом ознаменовались скандалами: вопросы технического обеспечения выставок превращались в нерешаемый квест, художникам не выплачивались ни гонорары, ни деньги на производство работ. Тем не менее следующая биеннале прошла в Третьяковке в 2019 году.

Биеннале 2022 года, которая монтировалась в Западном крыле Новой Третьяковки, решением Министерства культуры была отменена за несколько дней до открытия. Как выяснил Forbes Life, между галереей и организаторами биеннале возникли разногласия, касающиеся хозяйственно-технических аспектов монтажа — установки музейного климата, аренды электрощитка, использования шинопроводов и светильников. Позже Третьяковская галерея обвинила организаторов биеннале в том, что они не закончили монтаж в срок, и сообщила об обрушении потолочных конструкций на площадке. Организаторы утверждали, что успели завершить работы и что соглашение с галереей не может быть расторгнуто в одностороннем порядке. Кроме того, возникли взаимные претензии, касающиеся содержания выставки. В письмах, направленных на имя заместителя директора Третьяковки, Музыкантская писала, что галерея заинтересована в открытии биеннале, «учитывая патриотическую направленность проекта и участие художников из ЛНР и ДНР». А в пресс-релизе Минкульта позже говорилось, что открытие было отменено по причине «абсолютного несоответствия уровня целого ряда экспонатов статусу избранной для биеннале площадки — государственного музея федерального значения». Связанный с биеннале скандал стал одним из самых громких в российском художественном сообществе в 2022 году.

Под руководством Зельфиры Трегуловой Третьяковская галерея четырежды становилась лауреатом премии The Art Newspaper Russia. В 2022 году Третьяковка была признана лучшим музеем года. Как лаконично выразился художник Борис Орлов, музей проводит «пересмотр истории русского искусства в сторону его возвеличивания».

Forbes Woman вспоминает 15 крупных проектов, определивших основные тенденции развития Третьяковской галереи.

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год

Ретроспектива «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». 2015 год
Сергей Бобылев / ТАСС

За три с лишним месяца работы ретроспективу Валентина Серова посетили 485 000 зрителей — рекорд Третьяковки нового времени.

Зельфира Трегулова подключилась к подготовке выставки на ее последних этапах и изменила сценарий экспозиции. В интервью Forbes она рассказывала: «Целью было создать внутреннюю открытость экспозиции и эффект, который вызывал бы возглас «Ах!» у каждого, кто зайдет. И то, что мы сделали, сработало».

На выставку приезжал президент Владимир Путин, давний знакомый Зельфиры Трегуловой. В 2000 и 2005 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке Путин открывал выставки, которые курировала Трегулова, — «Амазонки авангарда: Александра Экстер, Наталья Гончарова, Любовь Попова, Ольга Розанова, Варвара Степанова, Надежда Удальцова» и «Россия!», организованную Фондом Владимира Потанина.

Большие монографические выставки стали фирменным знаком Третьяковки. За Серовым последовали ретроспективы Айвазовского, Верещагина, Ларионова, Репина, Куинджи, Поленова, Врубеля. «Каждый выставочный хит галереи меняет представление о художнике», — отмечала The Art Newspaper Russia.

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год

Ретроспектива «Гелий Коржев». 2016 год
Alexander Zemlianichenko / AP / TASS

Первая большая выставка, подготовленная Зельфирой Трегуловой в статусе директора Третьяковки и ее командой.

Представитель «сурового стиля» Гелий Коржев был официальным художником советской эпохи, получал награды и занимал различные посты. Его «Поднимающий знамя» в советское время входил во все школьные хрестоматии. Зрелищно и эффектно, по-плакатному выстроены композиции работ, обращающихся к темам войны, революции, героического труда. Их герои буквально «не щадя живота своего», усилием воли и ценой своих жизней преодолевают, казалось бы, непреодолимые обстоятельства. Как писали критики, Коржева, похоже, никогда не интересовали ни молодость, ни изящество, ни красота.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц Выслушать и предоставить выбор: как компании могут поддерживать сотрудниц

FWD.Woman Summit: о корпоративных мерах поддержки сотрудниц

Forbes
Как вести страницу в соцсетях, чтобы создать «дорогой» образ: советы жены миллионера Как вести страницу в соцсетях, чтобы создать «дорогой» образ: советы жены миллионера

Думаешь, в соцсети можно выкладывать всё подряд?

VOICE
Как музыкальный фестиваль Lilith Fair сломал стереотипы о женщинах на сцене Как музыкальный фестиваль Lilith Fair сломал стереотипы о женщинах на сцене

История фестиваля Lilith Fаir, который перевернул представление о женщинах

Forbes
Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов Как не совершать одни и те же ошибки в отношениях: 5 советов

Как разомкнуть круг одних и тех же ошибок в отношениях?

Psychologies
Сила воли: что мешает нам добиваться цели Сила воли: что мешает нам добиваться цели

Проблема отсутствия силы воли – в образе жизни, который ее ослабляет

Psychologies
Коллективная западня Коллективная западня

Почему мы верим серьезным людям с экрана

Weekend
Что будет, если целый год вообще не покупать новую одежду: эксперимент стилиста Что будет, если целый год вообще не покупать новую одежду: эксперимент стилиста

Можно ли не покупать новую одежду?

VOICE
Черная нога: как хамон стал деликатесом и съедобным символом Испании Черная нога: как хамон стал деликатесом и съедобным символом Испании

Свисающие с потолка свиные окорока — давняя гордость испанских ресторанов

Вокруг света
8 советов, которые помогут вам развить эмоциональную связь с партнером 8 советов, которые помогут вам развить эмоциональную связь с партнером

Как укрепить эмоциональную связь с партнером

Psychologies
Команда Команда

Ушедший год для молодых артистов выдался более чем насыщенным

OK!
35 вопросов, которые помогут вам лучше узнать близкого человека 35 вопросов, которые помогут вам лучше узнать близкого человека

Часто нам кажется, что о самых близких нам людях мы знаем буквально все

Psychologies
Из лондонского политолога — в российского повара: откровенная история о поиске себя Из лондонского политолога — в российского повара: откровенная история о поиске себя

Вдохновляющая история от нашей героини, как изменить свою профессиональную жизнь

Psychologies
Скульптурный портрет Евгения Богарне. Возвращение из «Небытия» Скульптурный портрет Евгения Богарне. Возвращение из «Небытия»

Мраморный бюст, который поступил в Государственный Русский музей в 1927 году

Наука и жизнь
Ла‑ла-вуд Ла‑ла-вуд

Как «Вавилон» Дэмиена Шазелла фальсифицирует голливудский миф

Weekend
Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера

Продюсер рассказывает о закулисье реалити-шоу о преображениях

Psychologies
Новый BMW X1 xDrive 23i. Первые впечатления Новый BMW X1 xDrive 23i. Первые впечатления

Мы прокатились на BMW X1 xDrive 23i, и вот что можем сказать

4x4 Club
Страшное бессилие Страшное бессилие

«Раневская»: попытка биографии

Weekend
Все оттенки «Радуги» Все оттенки «Радуги»

Как читать главный роман Томаса Пинчона

Weekend
Школы в России и за рубежом | Schools in Russia and Abroad Школы в России и за рубежом | Schools in Russia and Abroad

В чем отличие подходов к обучению в российских и зарубежных школах?

Позитивные изменения
Грабли-бумс Грабли-бумс

Что заставляет нас идти проторенными тропами в отношениях?

Лиза
Свободная касса Свободная касса

Как стать фрилансером и не жалеть об этом каждый месяц

VOICE
Широкая Масленица Широкая Масленица

Самый традиционный славянский праздник!

Лиза
Эволюция носителей: от перфокарт до SSD Эволюция носителей: от перфокарт до SSD

С чего началась история носителей информации?

CHIP
Поход за соболем Поход за соболем

По одной из версий, ради соболя наши предки покорили Сибирь

Дилетант
12 качеств, которые все ошибочно считают признаком ума 12 качеств, которые все ошибочно считают признаком ума

Как просто выявить фальшивого интеллектуала

Maxim
В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы В королевстве кривых зеркал: как воспитывают детей матери-нарциссы

Что такое травма оценки и как работает нарциссическое расширение родителя

Psychologies
Не лень, а неправильная мотивация: как научиться добиваться своих целей Не лень, а неправильная мотивация: как научиться добиваться своих целей

Главная причина лени и прокрастинации – в плохой мотивации и отсутствии стимула

VOICE
Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются» Алена Коломина: «Когда мне глобально чего-то хочется, мечты сбываются»

Мне часто говорят: «А я думал, что ты повыше и побольше»

Коллекция. Караван историй
Синяки и потное лицо: тебя удивят странные причины, по которым голливудские актеры получили свои культовые роли Синяки и потное лицо: тебя удивят странные причины, по которым голливудские актеры получили свои культовые роли

Какие актеры самым неожиданным образом обошли конкурентов на кастинге?

VOICE
Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide Города будущего в настоящем: 10 примеров проектов инновационных городов | Cities of the Future in the Present: 10 Projects of Innovative Cities Worldwide

Как города меняются прямо на наших глазах

Позитивные изменения
Открыть в приложении