Выхода нет: что такое цугцванг и как из него выбраться
Иногда мы сталкиваемся с ощущением, что зашли в тупик. Или, как говорят шахматисты, в цугцванг. Мария Фокина, предприниматель и профессиональный коуч PCC ICF, расскажет, что такое цугцванг в общественной и личной жизни и как с ним справиться
В чем суть цугцванга
Ситуация, в которой обязанность сделать ход только ухудшает текущее положение, называется цугцванг. Слово произошло от немецкого «цуг» — «ход» и «цванг» — «принуждение». Термин пришел в наш язык из шахмат и стал широко употребим в 1925 году — после того как шахматист Арон Нимцович рассказал о нем в книге «Моя система». Однако сама концепция цугцванга была описана еще в IX столетии нашей эры в персидских текстах о шатрандже — предшественнике современных шахмат.
Цугцванг бывает нескольких видов:
- односторонний цугцванг — в затруднительной ситуации находится только один из игроков;
- взаимный цугцванг — в этом случае полезных ходов нет у обоих игроков. Считается, что сложнее найти выход из взаимного цугцванга, поскольку каждый ход усугубляет положение обеих сторон;
- позиционный цугцванг — вынужденный ход ухудшает текущее положение, но еще не приносит реальных потерь;
- мнимый цугцванг — в действительности полезные ходы существуют. Но игрок в силу определенных обстоятельств — к примеру, находясь во власти эмоций — их не замечает. В результате отказывается искать выход и заранее смиряется с поражением.
Сегодня термин можно услышать не только при игре в шахматы, но и в шашки или нарды. А также в момент политических, экономических, социальных кризисов и просто в повседневной жизни. Нередко словом «цугцванг» называют кризисы в отношениях или профессиональной деятельности.
Цугцванг в политике, экономике и общественной жизни
В фильме «Военные игры» суперкомпьютер WOPR моделирует варианты партий в крестики-нолики. Каждая становится возможным сценарием конфликта между государствами и завершается чрезвычайно высокими потерями, в результате которых победитель не вычисляется. В итоге компьютер восклицает: «Странная игра. Единственный выигрышный ход в ней — не играть». Эта сцена может стать визуальной метафорой, отображающей цугцванг в общественной жизни.
Так, например, в политике, как и в шахматах, необходимо просчитывать ходы, предугадывать действия соперника, чтобы сохранять мир и обеспечивать безопасность. Однако вследствие взаимного противостояния или неверных расчетов взаимодействие государств, изначально нацеленное на поддержание стабильности, приводит к деструктивным последствиям. Бывает, что политический цугцванг завершается ситуацией, когда выигрыш одной стороны влечет за собой ущерб такого масштаба, что становится сродни поражению. Такой исход носит название пирровой победы. Выражение стало нарицательным после того, как армия эпирского царя Пирра разгромила в битве при Аускуле римлян, но понесла настолько невосполнимые потери, что Пирр воскликнул: «Еще одна такая победа, и я вернусь в Эпир один».
Между тем ущерба такого уровня зачастую получается избежать. Примером того, когда это удалось, можно считать Карибский кризис — цепь событий, которая привела к существенному обострению международной обстановки и угрозе ядерного столкновения СССР и США в 1962 году. В момент максимальной опасности державы смогли найти выход из сложившегося положения и сохранить мир. Однако без потерь не обошлось. Некоторые историки выдвигают теорию, что убийство американского президента Джона Кеннеди в 1963 году, так же как и отстранение в 1964 году Никиты Хрущева, — это косвенные последствия Карибского кризиса.