Сергей Аветисов: «…продвижение какого-то одного метода коррекции близорукости заставляет людей думать, что он единственный и самый лучший, на самом деле это не так»
Ещё недавно люди с близорукостью и дальнозоркостью просто носили очки. Сегодня благодаря новым технологиям многие мечтают от них отказаться. Всегда ли это оправданно?
Сергей Эдуардович, каковы современные методы коррекции близорукости?
Начнём с того, что близорукость слабой степени (до –1,5) может не требовать какой-либо постоянной коррекции, исключая профессии, при которых необходимо детальное зрение вдаль.
В наш век цифровизации необходимость работы на близком расстоянии значительно возросла. И такая близорукость – это зрительная установка, которая позволяет без напряжения работать и учиться.
Когда степень близорукости выше, то есть значительно снижена острота зрения вдаль, необходимо решать вопрос о коррекции.
При этом нужно вспомнить давно принятый в медицине термин «методы выбора». Это значит, что существует несколько решений, у каждого из которых есть преимущества и недостатки, и выбор должен быть индивидуальным. К сожалению, порой продвижение какого-то одного метода бывает настолько «назойливым», что заставляет думать, что он единственный, безальтернативный и самый лучший. На самом деле это не так.
Близорукость можно корригировать очками, контактными линзами и с помощью различных по своей направленности хирургических вмешательств.
Преимущества очков – в простоте и доступности. Кроме того, это единственный метод, где полноценно реализован принцип мультифокальности: линза объединяет несколько условных оптических центров, что позволяет выбирать, на каком расстоянии рассматривать объект в настоящий момент.
У пациентов, в том числе с близорукостью, часто возникает необходимость хорошего зрения на разных расстояниях, это может потребовать различную силу корригирующей линзы – например, так называемая прогрессивная оптика позволяет эффективно эту проблему решить. Кроме того, есть мультифокальные очки с периферическим дефокусом, с помощью которых одновременно обеспечивается фокусировка лучей света в центральной и периферической зонах сетчатки. Они могут использоваться для профилактики прогрессирования близорукости, в основном у детей.
Основное медицинское ограничение в назначении очков – так называемая анизометропия, то есть выраженная разница в степени рефракции между глазами.
Как известно, очковые линзы влияют на величину изображения, которое формируется на сетчатке. При разнице в абсолютной оптической силе линз для правого и левого глаза, превышающей 3–4 диоптрии, возникают сложности в слиянии изображений, формируемых на сетчатке, и это приводит к зрительному дискомфорту или, как это принято обозначать, непереносимости очков. При наличии анизометропии и подборе очков обязательно пробное ношение предполагаемых к последующему ношению очков.
А если не нужна мультифокальная оптика и не хочется носить очки?
Методом выбора являются современные высококачественные контактные линзы. Оптимальный режим ношения – ежедневная замена. Благодаря доступности и улучшению качества контактные линзы сегодня носят миллионы. Сравнительно недавно одну пару контактных линз пациенты использовали в течение длительного периода (иногда до полугода). Такой режим не исключал «загрязнения» линз, что приводило к осложнениям. Оптимальный современный вариант контактной коррекции в большинстве случаев – линзы плановой замены.
Надёжная профилактика инфекционных осложнений – соблюдение режима ношения и использование специальных мультифункциональных растворов для ухода за контактными линзами. При этом нужно иметь в виду возможность осложнений, связанных с определённым нарушением питания роговицы на фоне ношения контактных линз. В норме основными источниками питания роговицы являются кислород воздуха, слеза и внутриглазная жидкость. При ношении линз может уменьшаться проникновение кислорода. Поэтому одно из направлений совершенствования контактных линз связано с разработкой материалов с высокой кислородопроницаемостью. Но даже при выборе самых качественных линз нужно исключить длительный сон в линзах – закрытые веки могут усугублять кислородное «голодание» роговицы.