Черкесский экспресс
Зинаида Пронченко о самом обнадеживающем российском фильме
В прокат выходит «Экспресс» — победивший на фестивале «Окно в Европу» долгожданный дебют Руслана Братова, известного критикам, киноманам и сочувствующим короткометражкой «Лалай-Балалай» о сюрреализме постсоветских будней. Полнометражный «Экспресс» — редкий отечественный фильм, который вызывает не только слезы узнавания, но и надежду на перемены.
В Черкесске, где нас встречает типичная для глухой российской провинции хроника тягомотных событий — Растеряева улица, фонарь под глазом и горящая аптека,— местная молодежь мечтает о другой жизни и вообще настроена достаточно творчески. Так, главный герой с неблагозвучным, но исчерпывающим позывным Сос (Лев Зулькарнаев) делает ставки не на высшее образование, а на премьер-лигу — в районной букмекерской конторе, которая, к слову, своим амбьянсом напоминает картины Ван Гога «Тюремный дворик» и «Едоки картофеля» одновременно. То есть теплый, приятный полумрак — любоваться-то особенно нечем, бесплатный остывший кофе из пакета, смачное курение — по фаске. И ожидание, бесконечное ожидание чуда. Вдруг «Спартак» проиграет «Тамбову»?