Зачем «Яндексу» мессенджер: глава сервиса рассказал о конкуренции, удержании аудитории, монетизации и будущем
Интервью с руководителем «Яндекс.Мессенджера» Виктором Тарнавским.
В середине апреля «Яндекс» запустил «Яндекс.Мессенджер» — сервис для общения с каналами, видеозвонками и расшифровкой голосовых сообщений.
«Мессенджер» доступен на главном экране «Яндекса» и в виде отдельных приложений для iOS и Android, но компания планирует постепенно добавить его в другие свои сервисы и тем самым объединить их аудиторию.
Зачем «Яндекс» запустил свой мессенджер
На какую целевую аудиторию рассчитывает «Яндекс» с «Мессенджером»?
Прежде всего мы хотим дать возможность всей аудитории «Яндекса» общаться друг с другом, у нас нет какой-то узкой таргетированной аудитории вроде детей или взрослых.
Наша аудитория включает в себя людей всех возрастов и им легче общаться на платформах «Яндекса», который есть у всех. Для этого, например, у нас есть возможность создать семейный чат в один клик.
«Яндекс» развивает «Мессенджер» не как отдельный продукт, а интегрирует его в другие сервисы?
На самом деле мы будем делать и так, и так. Мы считаем, что тут у нас есть сильная позиция с точки зрения большого покрытия. Благодаря аудитории у нас один из немногих продуктов, где можно собрать, например, всю семью. И это та вещь, в которой мы будем раскачивать общение внутри самого продукта.
Но важная часть стратегии — это интеграция в другие наши сервисы, где пользователи хотят поделиться внутренним контентом.
Я правильно понимаю, что «Мессенджер» должен стать основным средством общения пользователей «Яндекса» внутри сервисов?
Это правда, но это только часть плана. «Мессенджер» — это платформа, на которой можно написать пользователям сервисов «Яндекса», если они хотят пообщаться друг с другом.
Например, если человек увидел какую-то интересную статью на «Дзене» и хочет поделиться ей, мы хотим, чтобы это работало максимально просто и близко к контенту. Здесь мы видим большую точку роста.
Кроме того, важно то, что можно написать любому другому человеку. Мы здесь рассчитываем, на то, что люди будут воспринимать мессенджер не просто как часть экосистемы Яндекса, но и как самостоятельный продукт, где не просто удобно пересылать контент, но и комфортно общаться.
Как вы считаете, где люди будут больше общаться: внутри приложения «Яндекса» или в отдельном приложении? Для чего вообще было создано отдельное приложение?
Мы рассчитываем, что больше люди будут общаться внутри приложения «Яндекс». Во-первых, просто потому что им уже пользуется огромное количество людей, и теперь они там найдут «Мессенджер».
Что еще важнее: именно в приложении они получат свое первое входящее сообщение. Это большая разница. Если появляется какой-то новый мессенджер, то им пользуются только те, кто установил приложение. У нас нет такой проблемы.
Во-вторых, важна экосистемность, мы в неё очень сильно верим. В нашем случае это приложение «Яндекса», где пользователи смогут посмотреть контент, там же поделиться и обсудить не выходя из приложения.
При этом мы понимаем, что есть пользователи, которым не хочется или сложно использовать мессенджер внутри приложения «Яндекс», им бы хотелось иметь «стерильный» мессенджер для общения. Для них мы сделали отдельное приложение.
Более 60 млн пользователей месячная аудитория мобильного приложения «Яндекс»
Об интеграциях и функциях «Мессенджера»
Чем семейные чаты отличаются от групповых чатов в других мессенджерах?
Это рекомендованный готовый кейс использования, сам чат сейчас особо не отличается от групповых чатов, но так будет не всегда: мы планируем развивать их так, чтобы «Мессенджер» был удобнее для семейного общения.
Расскажите об интеграции мессенджера в другие сервисы Яндекса. Где сейчас можно его встретить и какие планы на интеграцию в другие продукты компании?
Сейчас мы интегрированы в ряд сервисов, пока самые главные для нас — «Эфир», «Район», «Картинки» (Коллекции).
В «Эфире» — это тред мессенджера справа от видео, в котором можно обсудить происходящее. В «Коллекциях» можно обсудить изображения.
В социальном сервисе «Район» — это чат, в котором можно написать личное сообщение пользователю. Также запущены чаты жильцов дома, в которые можно зайти — эту механику мы будем поддерживать и развивать.
Есть ещё «Яндекс.Видео», где можно, например, обсудить какие-то конкретные фильмы какого-то жанра.
Мы планируем развивать интеграции подобного рода и далее. Например, Мессенджер будет интегрирован в «Дзен» — мы хотим создать общение внутри сервиса, чтобы можно было написать друг другу и обсудить какие-то вещи, которые происходят внутри «Дзена».
А почему пользователю будет удобнее переслать ссылку на статью в «Дзене» через мессенджер а не отправить её в Telegram?
Очень просто. Во-первых, это можно будет сделать с меньшим количеством кликов, эта кнопка будет встроена внутри сервиса — без переключения на другое приложение, копирования и вставки ссылки и так далее. Такой процесс всегда работает хуже.
Второе — потому что контент внутри мессенджера можно отобразить в более полном формате, чем в превью других мессенджеров. Это ещё одна функция, которую мы хотим развивать.
В качестве примера можно привести Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), в котором все внутренние вещи пересылаются внутри сервиса. Мы это хотим сделать лучше, потому что у сервисов «Яндекса» более разнообразный контент и его больше.
Как «Яндекс» планирует решать проблему удержания пользователей в «Мессенджере»? Одно дело переслать ссылку, а куда сложнее заставить пользователя привыкнуть к сервису и пользоваться «Мессенджером» на постоянной основе, особенно вне сервисов «Яндекса».
Это, наверное, самый большой вопрос, который стоит перед всеми игроками, которые набирают новую аудиторию. Мы здесь очень сильно рассчитываем на наш контент. Поначалу пользователь может просто отправлять ссылку на контент, но это очень важный старт, так как ссылку можно обсудить в том же месте с помощью интегрированного «Мессенджера», если это ему будет удобно.
А дальше мы планируем увеличивать возвращаемость и удобство обсуждения за счёт возможностей мессенджера, которые нам кажутся достаточно хорошими.
Например, реакции или расшифровка голосовых сообщений — к таким вещам довольно быстро привыкаешь, а отвыкнуть от них сложно. Если ты пользуешься каким-то другим мессенджером, где этого нет, начинаешь испытывать некоторый дискомфорт и желание перейти в мессенджер, где такие функции есть.
Кроме того, мы активно смотрим на другие сценарии, где мы могли бы дополнительно привлечь какие-то кейсы. Это может быть групповое общение, может быть общение вокруг контента, но какого-то другого рода.
Есть ли в «Мессенджере» сквозное шифрование, и нужно ли оно в целом в мессенджерах?
Яндекс трепетно относится к безопасности, поэтому данные между клиентом и сервером передаются только в зашифрованном виде.
Однако мы хотим полноценно поддерживать несколько устройств, что невозможно при E2E-шифровании.
Будет ли интеграция «Алисы» в «Мессенджер»? Например, «Капсула» от Mail.ru Group интегрирована с «ВКонтакте», можно совершать аудио-, видеозвонки. Будет ли такая интеграция с «Яндекс.Станцией»?
Мы рассматриваем такую возможность. Сейчас конкретных планов называть не буду.