Что такое долевое страхование жизни и сможет ли оно заменить ИСЖ
После скандалов прошлых лет с полисами инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), государство решило перезапустить рынок инвестиционных страховок. Новый продукт будет называться долевым страхованием жизни, выбор инвестиций и ответственность за убытки будут нести клиенты. Почему инвестиционное страхование возрождают именно сейчас и почему вокруг него много споров?
Доля инвестиций
Закон о долевом страховании жизни (ДСЖ) может быть принят уже в осеннюю сессию. Это новый продукт, который будет сочетать в себе страховую и инвестиционную составляющие. На первый взгляд он похож на привычное инвестиционное страхование жизни (ИСЖ), когда клиент страхует свою жизнь, а страховая компания инвестирует часть премии, увеличивая, таким образом средства своего клиента.
Но в долевом страховании в отличие от ИСЖ, клиент сам решает, куда инвестировать часть премии, при этом он же несет основные риски. Зато инвестиционные возможности расширятся: покупатель полиса получит возможность вкладывать часть страховой премии в выбранные им самим инструменты — паи открытых ПИФов и получать инвестиционный доход.
Эти средства могут управляться или самой страховой компанией, если она получит лицензию на управление активами, либо профессиональной УК, которой компания передаст эти средства в доверительное управление, поясняет член комитета Госдумы по финансовым рынкам Николай Цед. «В то же время [клиент] получает возможность формировать инвестиционный портфель, менять его структуру, отдавая соответствующие распоряжения страховщику», — объясняет депутат.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что размер страховой выплаты или выкупной суммы по договору ДСЖ будет преимущественно зависеть от рыночной стоимости приобретенных паев. При этом на договор о долевом страховании будут распространяться те же преимущества, что и на договоры добровольного страхования жизни — особый порядок наследования, получение социального налогового вычета, освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц по этим договорам.
Отличие от ИСЖ
Передача ответственности за инвестиционные решения от страховщика к его клиенту — ключевое отличие ДСЖ от давно существующего на рынке ИСЖ. Оно активно развивалось с середины 2010-х, пока покупатели этих полисов не стали жаловаться в ЦБ на результаты инвестиций и на «мисселинг» — продажу ИСЖ под видом других продуктов.
Банки, активно искавшие способы увеличить свои комиссионные доходы, стали тогда основным каналом продаж этих страховок, предлагая их как альтернативу депозитам. По данным ЦБ, в 2018 году банки принесли страховым компания почти 90% сборов по страхованию жизни, основная часть которых приходилась на ИСЖ. А комиссии банков по этим продуктам в среднем составляли 27,5%. В результате больше половины (58,2%) жалоб в ЦБ на мисселинг пришлось на продажи страховок. По сути рынок ИСЖ был дискредитирован.
В 2020 году зампред ЦБ Владимир Чистюхин говорил, что по трехлетним полисам доходность составляла лишь 4,2% годовых, по пятилетним — 3,1%. При этом примерно по трети полисов ИСЖ доходность была нулевой, поэтому ЦБ планомерно закручивал гайки для продавцов этих продуктов. В начале 2022 года Чистюхин заявлял, что инвестиционное страхование жизни фактически является сложным финансовым инструментом и должно быть недоступно неквалифицированным инвесторам. Регулятор даже готовил законопроект о запрете такого инвестирования. Зачем потребовалось появление похожего инвестиционно-страхового продукта?