Живые и призраки
«Post mortem»: хоррор о последствиях Первой мировой
На экранах «Post mortem» Петера Бергенди, на первый взгляд очередной хоррор о мертвых, которые не хотят покидать мир живых. Однако параллели с реальностью в нем слишком очевидны, а призраки не так уж призрачны.
«Post mortem» — третий фильм Петера Бергенди, венгерского психолога и киноведа, когда-то, еще в эпоху Холодной войны, защитившего кандидатскую на непопулярную для социалистической культуры тему «Психоанализ и хорроры». По его собственным свидетельствам, основной массив классики фильмов ужасов Бергенди смотрел нелегально в формате Super 8 на дому у таких же, как он сам, подпольных синефилов. Тогда, в суровые 80-е, будущий режиссер мечтал снять однажды первый венгерский хоррор про призраков, застрявших в лимбе духов, мстящих живым, что не отпели, не отомстили, не отгоревали.
Хоррор — не типичный для венгерской кинематографии жанр, в отличие от стран Средиземноморья. Хотя национальная история более чем располагает к метафорическому рассказу об ужасах истории. Ведь хоррор в каком-то смысле не меньший документ, чем, допустим, то же синема-верите. В своем предыдущем фильме «Сокровище» Бергенди языком «низкого» жанра разобрался с периодом венгерской революции и трагическими событиями, развернувшимися в Будапеште после 1956 года. В «Post mortem» режиссер обращается к травмам столетней давности — поражению Австро-Венгрии в Первой мировой и унижению Венгрии как правопреемницы рухнувшей империи после Трианонского