Краткий путеводитель по картошке в искусстве
От картошки как сакрального до картошки отчуждения
250 лет назад в «Трудах Вольного экономического общества» была опубликована статья «Примечания о картофеле» — первая научная статья на русском языке, разъяснявшая, как обращаться с незнакомым продуктом. Картошка появилась в России в XVIII веке, но уже в XX прочно заняла в культуре место одного из национальных символов. Похожим был путь картошки и в других странах. Игорь Гулин изучил, как искусство осваивало картофель, а картофель — искусство.
Картошка как сакральное: Сосуды моче (I–VIII века н. э.)
Обитатели западного побережья Южной Америки питались картофелем тысячелетиями. Разумеется, он играл важную роль в их религии и культуре. У инков была картофельная богиня Аксомамма, сохранились описания ритуалов, мифы. Однако самые древние изображения картофеля принадлежат культуре моче. Письменности у моче не было, от них остались росписи, украшения и прежде всего керамика. В частности сосуды, изображающие странных существ — многоголовых, многоглазых полулюдей-полуклубней. Считается, что цивилизация моче пришла в упадок к VIII веку из-за чрезмерного увлечения человеческими жертвоприношениями, и сосуды эти создавались именно в память о картофельных жертвах.
Картошка реализма: Жан-Франсуа Милле. «Анжелюс» (1859)
Первоначальное название: «Молитва о картофельном поле». Один из хитов французского реализма, картина Милле — произведение довольно двусмысленное. Одни считали «Анжелюс» образцом благочестивой религиозной живописи (сюжет: крестьянская пара прерывает работу, услышав церковный колокол), другие — смелым политическим высказыванием, призывом к солидарности с беднейшими. По одной из версий (ее главным адептом был Сальвадор Дали), на месте корзины с картошкой вначале был нарисован детский гробик, тогда смиренная благодарность героев лишь прикрывает траур.
Картошка модернизма: Винсент Ван Гог. «Едоки картофеля» (1885)
Первый большой шедевр Ван Гога и самый знаменитый картофель в истории искусства. Свой крестьянский цикл, итогом которого стали «Едоки картофеля», Ван Гог писал под прямым влиянием Милле и в откровенной полемике с ним. Тут нет никакой сентиментальности, романтизации простонародного быта. Картофель тут — не просто один из элементов крестьянского мира, а универсальный ключ к нему: грубый материал, из которого вылеплены все его вещи и даже сами его обитатели.
Великая советская картошка: Братья Васильевы. «Чапаев» (1934)
Главные картофелины советской культуры — те, с помощью которых начдив Чапаев объясняет тактику ведения боя комбригу Еланю и комиссару Фурманову. В романе (а тем более в жизни реального Чапаева) этой сцены не было, она выдумана братьями Васильевыми. Образцовый герой сталинской культуры, протагонист «Чапаева» возникает из соединения народной удали и политической зоркости. В сцене с картошкой этот синтез разыгрывается как анекдот — идеальная приправа к пафосу.
Картошка как народный дух: Пабло Неруда. «Ода картофелю» (1955)
...Наш благодетель,
ты не ждешь
моих песен.
Ты глух
и слеп,
похоронен.
Иногда только шепчешь
из пекла
с маслом,
подпеваешь гитарам