Что смотреть на Фестивале актуального научного кино
Выбор Ксении Рождественской
ФАНК, Фестиваль актуального научного кино, собрал программу авторского дока, интеллектуальных фильмов, исследующих разнообразные способы изменить и улучшить мир. Weekend выбрал из программы девять совершенно разных историй: документальные драмы, триллеры, визионерские эссе и музыкальные комедии, но во всех этих научных фильмах главный герой не наука, а человек.
«Кожа к коже»
Аннабет Якобсен
Германия, 2022
Фильм с подзаголовком «Краткая культурная история прикосновений» — культурологическая зарисовка, исследование эволюции жестов и близости, особенно актуальное в пандемийные времена, когда прикосновение и вообще присутствие другого человека может таить в себе угрозу. «Общество закончилось»,— говорит кто-то из героев фильма, имея в виду, что в период пандемии общество распалось, превратилось в миллиарды одиночек, уткнувшихся в свои гаджеты и разучившихся общаться с реальными людьми. Фильм рассматривает различные виды прикосновений — и танец, и секс, и объятия с новорожденным (предыдущие поколения считали, что детей не надо слишком часто брать на руки), и даже близость зрителя и произведения искусства. Иногда это буквальная близость, как в знаменитом перформансе Марины Абрамович и Улая, в котором зрители были вынуждены протискиваться между обнаженной художницей и ее обнаженным партнером. «Кожа к коже» — скорее зарисовка на тему прикосновений, чем серьезное исследование, но здесь есть несколько очень интересных идей и наблюдений. Например, оказывается, во время пандемии, когда трогать других приходилось реже, люди чаще трогали себя. Трогательное кино.
«Каро 11 Октябрь», 18 сентября, 16:30
«16 способов изменить мир»
Лаборатория кино ФАНК, художественный руководитель Юлия Киселева
Россия, 2022
Альманах из 16 короткометражных фильмов, снятых 16 режиссерами в «Сколково». Фильмы об исследовании Солнца или водорослей, мозга или нефти, о протезах и дронах,— каждый режиссер мог выбрать то, что его интересовало, и получился сборник не только о сколковских разработках, но и о том, как режиссеры выбирают своих героев. Самое интересное в альманахе — появление на экране самих авторов, которые перед каждым фильмом что-то рассказывают о себе, о своей теме или вообще о кино. Артур Сухонин обожает дроны, Елена Демидова видит в «каких-то несчастных водорослях» весь мир, целый космос, для Ольги Домовцевой «наука, физика — это эмоция», а Денис Данилов пришел из игрового кино и тоже пытается найти эмоцию в луже нефти. Режиссеры заигрывают с гидратами и зеркалами, цитируют Библию и фильм «Красный шар» Альбера Ламориса, дают слово детям («будущим ученым») или иллюстрируют углеродные нанотрубки чертежами дома Константина Мельникова — в общем, разнообразно и восторженно отрабатывают тему «Гуманитарий в храме науки». Сайфай-атмосфера и сколковские интерьеры превращают альманах в космическую одиссею, разбитую на 16 осколков.
«Каро 11 Октябрь», 20 сентября, 19:30 и 24 сентября, 15:00
«Взломай код»
Сафья Кессас
Бельгия, 2021
Четыре женских портрета, предсказание о будущем информационных технологий: сегодня женщин-айтишниц всего 14%, но их будет становиться все больше. Бельгийская журналистка Сафья Кессас рассматривает истоки такой дискриминации, проходясь и по доброжелательному сексизму, и по гендерному воспитанию, и по «синдрому самозванца», и по стереотипам о том, что «место женщины на кухне». Кстати, из исторического экскурса можно узнать, что программирование после Второй мировой войны считалось чем-то вроде готовки: «нужно было просто исполнять некие действия шаг за шагом, а это все равно что следовать рецепту,— подходящая работа для женщины». Потом мужчины вытеснили женщин из IT-сферы, стало считаться, что женщины ничего в технологии и инженерии не понимают, и «Взломай код» объясняет, к каким проблемам это привело и может еще привести. Объясняет подробно и с мультиками, как в детском саду,— но, похоже, Кессас считает, что иначе тестостероновое общество ничего о женщинах не поймет. Кессас называет своими любимыми режиссерами Аньес Варда и Раймона Депардона и, как и они, пытается подходить к своим героиням с уважением. Она снимала мигранток («Выбор Даниэль»), бывшую джихадистку («Цена глупости»), теперь вот айтишниц, и смотрит, как ее героини меняют мир самим фактом своего существования.