Вышивка, музыка, путешествия: что делает Виктория Шелягова в Ивановской области
Зачем Виктория Шелягова, чьи имя ассоциируется в первую очередь со светской хроникой в глянце, купила дом в Ивановской области и какое место в ее планах занимает возрождение холуйской строчки — в материале «Сноба».
Земля фараонов
В селе Холуй Ивановской области на первый взгляд ничто не напоминает о Древнем Египте. Деревянные дома с резными наличниками, выкрашенный синим штакетник, несколько магазинов. Пара старинных особняков, некогда принадлежавших зажиточным купцам, а сегодня превращенных в музей или медицинский центр. Церковь XVIII века постройки на берегу реки Тезы, которая делит Холуй на две части. Типичное описание российского села, которое когда-то было зажиточным. Улицы Московская, Фрунзе, Советская, Кооперативная — вся послереволюционная история страны в топографии одного поселения. Тем удивительнее, что «фараоном» здесь может стать любой.
В летописи от 1867 года, хранящейся в Русском музее, неизвестный автор сравнивает обитателей села Холуй с древними египтянами. До постройки Асуанской плотины Нил разливался, затопляя все вокруг. То же происходит и с Тезой, которая весной выходит из берегов. Там, где летом и зимой в Холуе паркуются машины, в паводок местные жители в спасжилетах швартуют лодки — только так можно передвигаться по селу. И до сих пор тому, кто искупается в весенних водах Тезы, говорят, что он «офараонился».
Другая местная отсылка к Древнему Египту — фараонки, деревянные женщины с большой грудью и рыбьим хвостом, ближайшие «родственницы» русалок. По легенде они произошли от воинов фараонова войска, утонувших в погоне за Моисеем по Черному морю. Фигурами фараонок украшали дома в Среднем Поволжье. Как они попали в Ивановскую область и конкретно в Холуй, достоверно неизвестно, зато известно, что сегодня эти резные «русалки» признаны произведением искусства — большинство разошлось по музеям и частным коллекциям.
Если древние египтяне благодаря разливам собирали обильный урожай, то «фараоны» из Холуя к сельским работам были равнодушны: земля в этих краях неплодородная. Местные жители когда-то занимались солеварением, потом стали писать «бросовые», то есть дешевые, иконы. В XIX веке в Холуе производилось 1,5–2 миллиона икон в год. В советское время здесь была организована артель миниатюрной росписи, известная в СССР не меньше, чем палехская. Но мало кто сегодня знает, что это место известно еще и традицией художественной вышивки.
Артель
В советское время Холуйская строчевышивальная мануфактура давала больше продукции, чем артель лаковой миниатюры, но после распада Советского Союза предприятие закрылось: ручная вышивка не выдержала конкуренции с машинной. Традиция лаковой миниатюры, напротив, продолжала жить.
Вышивка вернулась в село только в 2020 году — в самый разгар пандемии. Выпускник Холуйского художественного училища Александр Саков и его бизнес-партнер Илья Семенов решили организовать строчевышивальную артель, чтобы сохранить традицию, которая в прошлом была гордостью села.