Нетворкинг и устойчивость: кому нужны специальные женские программы MBA
Женщины стали чаще получать степень MBA. На фоне высокого спроса появилось новое предложение: специальные женские программы бизнес-образования. Разбираемся, в чем их особенности
Степень магистра считается маркером самых успешных CEO, по крайней мере в западных странах. В России MBA тоже называют дополнительным преимуществом при трудоустройстве, однако к 2021 году степень заметно потеряла в глазах работодателей: по данным SuperJob, в 2009 году ею обладали 76% управленцев, в 2013-м — 73%, в 2015-м — 65%, в 2021-м — 60%. Лишь для 2% работодателей наличие диплома MBA является обязательным условием при приеме на работу на топ-позиции. Зато в 2022 году образовательная платформа Skillbox и Высшая школа менеджмента СПбГУ выяснили, что за два года с начала пандемии почти в два раза выросла доля женщин среди слушателей: с 13% в 2019 году до 23% в 2021-м. В США в прошлом году также был зафиксирован рекорд по поступлению женщин на программы МВА — притом что мужчин не становится больше.
Проректор школы управления «Сколково» по образовательным программам Марина Карбан вспоминает, что 15 лет назад на длинных дорогих программах в группе из 50 человек учились не более трех-пяти с женщин, а в группах, представляющих корпорации, их могло не быть вообще. «Это говорило о том, что, с одной стороны, многие женщины не выходят на уровень executive (это основной уровень наших программ), во-вторых, они не зарабатывают столько, сколько мужчины (стоимость Executive MBA – порядка $100 000). А если женщина такие деньги зарабатывает, то, в отличие от мужчин, тратит их не на себя и свое развитие, а на детей и их обучение, на хозяйство», — говорит Карбан.
Теперь же, напротив, женщины предпочитают именно Executive MBA: с 2020 по 2022 год доля доля женщин-слушательниц на этих программах выросла, по данным Skillbox и ВШМ СПбГУ, с 33% до 52%. Марина Карбан рассказывает, что в портфеле «Сколково» одна из самых востребованных у женщин программ — стартап-академия.
Увеличивающийся интерес женщин к бизнес-образованию сначала привел к формированию женских сообществ при классических программах лидерства и рейтингов гендерно-ответственных программ, а позже породил новую услугу: программы бизнес-образования специально для женщин.
Позаботиться обо всех
В 2013 году Гарвардская школа бизнеса попыталась устранить гендерный дисбаланс с помощью «феминизации» программы MBA, набрав одних только женщин. Однако женщины не оценили ее. Эксперимент провалился: он имел благие цели, но оказался непродуманным, писал Алекс Фрино, декан Высшей школы менеджмента Macquarie. По его мнению, для устранения гендерного дисбаланса нужно не делать для женщин «отдельный вход», а устранить имеющиеся барьеры.
Бизнес-образование — это затратно: так, в «Сколково» обучение стоит €60 000, в Высшей школе экономики — 950 000 рублей, в Йеле — $108 780, в Гарварде — более $110 000. Фонд MBA for Women Foundation, созданный выпускницей бизнес-школы INSEAD Мирьям Штауб-Бисанг, помогает женщинам оплачивать обучение на программах. Кроме того, некоторые школы создают стипендии специально для женщин.
Женщине часто требуется выкроить время, чтобы учиться. Многие форматы МВА предполагают модульную систему, когда несколько недель слушатель занят ежедневно с утра до вечера. Нередко работодатель не только дает отпуск на время модулей, но и сам оплачивает МВА сотрудника, так как считает это инвестицией в будущее компании. Но если на женщине лежит двойная нагрузка — в виде домашнего хозяйства и ухода за детьми, — освобождение требуется и от нее. Неслучайно именно пандемия дала толчок и возможность большему количеству женщин поступить на программы лидерства, так как в последние два года мужчины стали заботиться о домохозяйстве и детях активнее. И все активнее звучит запрос на «дружественную по отношению к семьям» (family friendly) систему обучения на программах МВА, причем как для матерей, так и для отцов.