Все разные, все равные. Как подготовить к школе особенного ребенка
Трудный, проблемный, необучаемый. Любой ребенок с особенностями развития имеет шанс вырасти умным, активным, уверенным и счастливым, считает психолог и ученый-физиолог Марьяна Безруких
Как найти подход к своему необычному ребенку и говорить с ним на одном языке? Как помочь ребенку развиваться эмоционально и интеллектуально? На эти и другие вопросы отвечает психолог и доктор биологических наук, профессор Марьяна Безруких в книге «Ваш особенный ребенок идет в школу. Готовим его и готовимся сами», которая выходит в издательстве «Питер» 28 июля. Мы публикуем отрывок о том, почему «особенности» — не равно «ограничения».
«Вы выделили индивидуальность, персональный темп развития и особенности как важнейшую закономерность. Получается, дети с особенностями — норма и у каждого ребенка есть своя специфика?»
Мозг любого ребенка дошкольного возраста очень пластичен, восприимчив, способен учиться и имеет большой адаптивный ресурс, что при правильной системе работы позволяет скомпенсировать и скорректировать многие дефициты развития.
Их считают трудными, проблемными, необучаемыми; глядя на них, тяжело вздыхают родители; на их беспокойство и невнимательность жалуются педагоги и воспитатели; с ними часто не умеют общаться сверстники. Кто-то из них тараторит без умолку, а у кого-то слово на вес золота; один — непоседа, другой часами играет с конструктором; одному — слова не скажи, сразу обиды и слезы, а другому все нипочем. Но у кого из обычных детей время от времени не бывает беспокойства, невнимательности, обид?
Да, реже, иногда, а медлительные медлительны всегда и во всем, гиперактивные же — всегда непоседы. Однако эти особенности — не ограничения, они не препятствуют ни нормальному развитию, ни высокому интеллекту и творческой активности, ни достижениям в учебе. Любой ребенок с особенностями развития имеет шанс вырасти умным, активным, уверенным и счастливым. Важно помнить: многие особенные дети одарены интеллектуально и творчески;