«Воздушные ворота Ленинграда»: как строился аэровокзал «Пулково» — модернистское здание 70-х, получившее в народе прозвище «пять стаканов»
В издательстве музея Garage выходит книга Анны Броновицкой, Николая Малинина и Юрия Пальмина «Ленинград: архитектура советского модернизма. 1955−1991. Справочник-путеводитель». Эта книга продолжает серию справочников-путеводителей по модернистской архитектуре в пределах бывшего СССР — уже успели выйти книги о Москве и Алма-Ате. Ленинград, в отличие от двух других, не являлся столицей, оставаясь при этом городом республиканского значения. К тому же, город был привлекателен как для нового поколения архитекторов, так и для их наставников — соседство с таким массивом исторической застройки было вызовом для зодчих, накладывало на них дополнительные обязательства: архитекторы старались вписывать ее в исторический контекст, создавать, как это было принято, городские ансамбли. Esquire публикует страницы, посвященные аэровокзалу «Пулково».
Архитектура оптимизма и спокойной уверенности
Задолго до того, как французский антрополог Марк Оже описал аэропорты как «ничейные места», где человек теряет свою идентичность и которые проходит, не запоминая, ленинградский архитектор Александр Жук задумался о психологическом состоянии пассажиров аэропорта и о роли аэропорта как ворот города или даже страны. В полете пассажир ощущает приподнятость и особый комфорт, ему «предоставляют в пути очень многое — начиная от обходительности приветливых стюардесс и кончая телепередачами»1 . А в аэровокзалах «те же пассажиры вынуждены томиться в очередях, сталкиваться с неорганизованностью и беспорядком, которые порождают чувство раздражения и подавленности именно в тот момент, когда человеку более всего нужно обрести оптимизм и спокойную уверенность»2 . Жук определил сверхзадачу архитектора аэропорта в ликвидации разрыва в уровне комфорта человека, находящегося на борту самолета, и проходящего через аэропорт. Но не менее важным для него было создать сооружение, достойное быть воздушными воротами Ленинграда.
«Пулково» не похож ни на аэропорты, построенные в 1960-х в Москве, ни на западные аналоги. Шереметьево-1 (Г. Елькин, Г. Крюков и др., 1964) с его футуристической «рюмкой» посадочного павильона или даже знаменитый нью-йоркский терминал TWA (Ээро Сааринен, 1962) могли бы находиться в любом крупном и процветающем городе мира, а характер «Пулково» отчетливо ленинградский. Над плоской крышей длинного здания возвышаются пять стеклянных усеченных конусов, впускающих в интерьер не просто свет, но небо с проплывающими облаками. Вечером эти огромные фонари создают над аэропортом сияющий ореол.