Здравствуй, дерево!
Хочется покоя и уединения? Лучшее место для бегства из шумного города — лесная глушь. Но стоп! Тишина в чаще лишь прикрытие, маскирующее тайную жизнь растений, которые за вашей спиной обсуждают, как им защитить территорию и отпугнуть захватчиков.
«Что ты стоишь, как дерево?», «У меня руки ничего не чувствуют: совсем одеревенели», «Полегче на поворотах — не дрова везете» — в языке много выражений, подчеркивающих, что растения не могут активно реагировать на окружающий мир, а способны лишь пассивно принимать его тяготы. И это неспроста: представители флоры отлично научились скрывать свою истинную сущность, притворяясь безобидными и безучастными. На самом же деле милые цветочки, кустики или деревья — настоящая слаженная банда, которая стремится занять всю доступную территорию. Члены банды внимательно следят за происходящим, общаются и координируют свои действия, моментально реагируя на любые изменения.
Как осиновый лист
Первым, кто заподозрил, что растения что-то скрывают, был американский эколог Дэвид Роудз, изучавший, как гусеницы коконопрядов объедают листья ив. В 1979 году Роудз по обыкновению посадил насекомых на одно растение, а через некоторое время перенес их на соседние саженцы в горшках неподалеку. Часть растений раньше сталкивались с гусеницами, другие были с ними незнакомы. Обычно, если на дереве заводятся паразиты, оно изменяет метаболизм и отращивает новые листья более твердыми и волокнистыми — так насекомым сложнее повредить их. Но, к удивлению Роудза, гусеницы плохо объедали листья всех ив — как тех, которые уже пострадали от паразитов, так и «новичков». Ученый предположил, что поврежденный саженец выделил какие-то вещества, предупредившие соседей об опасности, позволив им заранее подготовиться к возможному нападению и сделать листья более твердыми.
В 1983 году британские исследователи Иан Болдуин и Джек Шульц проверили гипотезу Роудза, проведя более тщательный эксперимент. Они не стали связываться с гусеницами, а просто ободрали с молодого клена листья. Затем ученые соединили камеру, где рос несчастный саженец, с камерой, где обитали неповрежденные деревца. И клены, которых вынудили дышать «чужим» воздухом, начали производить более твердые листья! Результаты исследования Болдуина и Шульца были опубликованы в одном из самых престижных журналов, Science, однако научное сообщество восприняло их в штыки. Ботаники, привыкшие считать растения пассивными и инертными, отказывались верить, что те в состоянии очень живо реагировать на происходящее вокруг, да еще и сообщать об этом товарищам. К тому же у ученых были претензии к методике постановки опытов.
И тем не менее многие исследователи заинтересовались идеей, что растения способны общаться друг с другом. За следующие 20 лет было поставлено несколько десятков качественных экспериментов, и к началу 2000-х стало очевидно: деревья и цветы живут в режиме непрерывной «сходки», в реальном времени обсуждая друг с другом, как лучше противостоять врагам и отвадить их от своей территории.
С ветки на ветку
Один из главных путей передачи «шифровок» — по воздуху. Растения синтезируют огромное количество всевозможных летучих соединений. Назначение большинства из них ученым до сих пор неизвестно, хотя люди научились использовать растительную «химию» для себя, создавая на ее основе лекарства, косметику и духи. Благодаря внимательным «следователям» вроде Роудза, Болдуина и Шульца стало ясно, что как минимум часть синтезируемых деревьями и травами веществ — это сообщения об опасности, предназначенные соседям. Причем, как в 2006 году показали биологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего, испускаемые растениями воздушные сигналы «работают» на расстоянии до 60 см.