Настоящее будущее
Думать о завтрашнем дне — естественная забота нормального человека. Заботиться о будущем страны — святая обязанность нормального государства. Катар, самая богатая страна мира, не думает о будущем — он создает его в настоящем.
Пустыня — вот что здесь было еще совсем недавно. А теперь вон какие громадины возвышаются над Персидским заливом. В Дохе сейчас около 40 небоскребов, — говорит 25-летний архитектор Анас Хамад аль-Кувари. Катарец по происхождению, он учился в Великобритании, а теперь хочет построить в родной стране что-то грандиозное. — Вот приедете к нам через пять лет — совсем не узнаете город.
Доха напоминает большую стройплощадку. Отовсюду торчат краны. На улице 45 градусов в тени, а стройка идет полным ходом. Вдоль набережной вырастают новые отели и бизнес-центры. За длинным бетонным забором роют метро. Четыре ветки общей протяженностью 300 километров свяжут столицу с другими городами страны, а беспилотные поезда метро будут самыми быстрыми в регионе Персидского залива.
На окраине столицы у искусственного насыпного острова Pearl-Qatar пришвартованы дорогие яхты. Этот район — один из самых престижных в городе. Через четыре года рядом с ним вырастет новый город Лусаил. Он будет «умным» — оснащенным высокими технологиями, которые позволят контролировать загруженность дорог и работу коммунальных служб. Город строят под чемпионат мира по футболу 2022 года — первый на Ближнем Востоке. В Лусаиле возведут самый крупный стадион страны по проекту бюро Нормана Фостера. Здесь пройдут главные матчи мундиаля — открытие и финал.
Футбольный бум
— Для нас чемпионат мира по футболу — повод построить то, что нужно стране. Причем быстрее, чем мы планировали, — говорит официальный представитель оргкомитета ЧМ‑2022 Халид аль-Наама. — По требованиям FIFA должно быть от восьми до двенадцати стадионов. Мы сошлись на минимальном количестве. Правительство Катара не хочет выбрасывать деньги на ветер. Нам важно, чтобы после турнира стадионы приносили пользу стране.
Катарский чемпионат обещает стать самым дорогим в истории. По предварительным прогнозам, бюджет превысит 200 миллиардов долларов. Это примерно в 14 раз больше затрат России. Для мундиаля страна строит семь новых стадионов. И уже реконструировала самую старую арену — «Халифу».
На будущем стадионе «Аль-Вакра» шумно и пыльно. Его возводят в одноименном городе, в 20 километрах от Дохи. Уже вырисовывается волнообразный купол. По задумке архитектора Захи Хадид, не дожившей до реализации своего проекта, купол должен напоминать раздувающийся парус традиционной арабской рыбацкой лодки дау. После чемпионата от сорока тысяч сидений «Аль-Вакры» останется половина — верхние ряды снимут и передадут проектам по развитию футбола за границей. Вдвое уменьшат и другие стадионы, изменив и их предназначение. Прежде чем утвердить проект, власти страны обсудили с местными жителями, что бы они хотели видеть на месте арен.
— Жители Аль-Вакры попросили нас открыть внутри стадиона школу и зал для свадебных церемоний, — рассказывает Халид аль-Наама. — Спортивные игры здесь тоже будут проходить. Все наши арены будут выполнять несколько функций.
Самым «функциональным» окажется стадион «Рас Абу Абуд» в Дохе. Его «сложат» из грузовых контейнеров, как конструктор лего, и после игр полностью разберут, а контейнеры превратят в кафе, магазины и общественные туалеты.
Чтобы не строить лишних объектов, власти Катара нашли решение и для вопроса размещения гостей чемпионата. На время турнира в страну приплывут несколько круизных лайнеров, чтобы стать отелями для шести тысяч человек. Дополнительно для болельщиков установят шатровые лагеря в пустыне, а после чемпионата разберут. Гостиницы в Катаре, конечно, тоже построят. Но не больше, чем нужно стране для приема туристов впоследствии.
— Один бутик-отель разместится прямо в здании стадиона «Аль-Тумама» на месте снятых трибун. Кстати, эта арена будет напоминать наш традиционный мужской головной убор — гахфию, — Халид аль-Наама жестом указывает на свою ажурную шапочку, поверх которой надет белый платок. — Дизайн каждой арены уникален. Мы хотим, чтобы стадионы были настоящими достопримечательностями, ради которых люди потянутся в Катар.
Вклад в искусство
В центре Дохи в бухте на искусственном полуострове возвышается ступенчатая пирамида из известняка. Здесь находится Музей исламского искусства. Десять лет назад его построил лауреат Притцкеровской премии Юй Мин Пей, автор известной пирамиды Лувра. В прохладных мраморных залах музея сегодня хранится одна из самых полных коллекций исламских артефактов в мире, собранная за 14 веков.