Лесная поликлиника
Заниматься самолечением врачи крайне не рекомендуют. Однако для животных обычно это единственный выход
В дикой природе нет ни медиков, ни эпидемиологов, которые разобрались бы в проблеме, поэтому действовать надо самостоятельно. И животные действуют: находя нужные «препараты», шимпанзе проводят очистку кишечника от нематод, орангутаны успокаивают разболевшиеся суставы, слоны стимулируют роды, и даже гусеницы спасаются от паразитов. Такое поведение называется зоофармакогнозией. Не все свидетельства о нем надежны, многие наблюдения можно трактовать иначе. И все же в отдельных случаях способность зверей к самолечению можно считать вполне доказанной.
1Слоны: стимуляция родов
В малонаселенных и неосвоенных регионах к «природной аптеке» прибегают и люди. Их знания помогают ученым исследовать зоофармакогнозию. Так произошло и с орангутанами на Борнео, и со слонами в Кении, когда биологи заметили, что одна глубоко беременная самка старательно объедает кору с тропического растения Burkea africana. Вообще слоны его не едят, однако будущая мать не поленилась преодолеть немалое расстояние, чтобы добраться до зарослей.
Загадку разрешили местные жители, которые объяснили, что их женщины используют отвар из листьев этого растения для стимуляции схваток и облегчения родов. И действительно, через несколько дней слониха благополучно принесла потомство. Этот случай, хотя и упоминается довольно часто, остается уникальным, и дополнительных подтверждений подобной зоофармакогнозии у слонов пока нет.
С другой стороны, это не единственный пример того, как животные используют растения в репродуктивных целях. Бразильские паукообразные обезьяны в период спаривания склонны к поеданию определенных листьев и плодов, богатых изофлавоноидами. Эти соединения близки к эстрогенам животных, поэтому предполагается, что дополнительная доза таких «гормональных препаратов» повышает шансы на успешное заведение потомства.
2Лангусты: социальное дистанцирование
Животным знакома не только фармакология, но и другие инструменты современной человеческой медицины. Так, карибские лангусты Panulirus argus легко определяют зараженных вирусом сородичей по «запаху» их мочи и всячески избегают контактов с такими особями. Если обычно лангусты устраиваются спать тесными группами, вместе укрываясь в хорошо защищенных расщелинах, то при появлении больного остальные разбегаются и скорее проведут ночь в открытом море, чем бок о бок с распространителем инфекции.