Режиссер Юрий Грымов: есть ли место политике на сцене и о лихих 90-х

СНОБРепортаж

«Вокруг одна глобальная нелюбовь». Интервью с режиссером Юрием Грымовым

Беседовал Степан Васин

edfece738485c4a39cac4cecd47e6f964c1decac95ae879526018b66f19061d4.jpg
Фото: Кирилл Зыков/Агентство «Москва»

Российские театры открывают новый сезон — шахматной рассадкой и зрителями в масках. В московском театре «Модерн» под руководством Юрия Грымова проблему социальной дистанции решили просто — посадили в пустые кресла игрушечных мишек. И стартовали с постановки «Нирвана» о Курте Кобейне. Плюш и гранж — чем не выход из карантина. Впрочем, от Грымова простых решений не ждешь. Мы поговорили с режиссером, вокруг имени которого мифов всегда было больше, чем правды, о лихих девяностых в рекламе и в жизни, о том, как из либерала он стал государственником и есть ли место политике на сцене

О победе жажды наживы в российской рекламе

Более десяти лет вы занимались рекламными роликами — с начала девяностых до середины нулевых вы успели поработать с крупными компаниями Siemens и Sony, разработали логотип для Большого театра, а однажды даже участвовали в съемке политических роликов для Бориса Ельцина. Как изменилась рекламная индустрия за те годы, что вы в ней работали?

Менялась она в худшую сторону, именно поэтому я и перестал ею заниматься. Изначально, примерно с 1992 года, люди, которые приходили в рекламу, были очень креативные, инициативные, амбициозные. Они пытались строить настоящую рекламную индустрию. До 2000 года, пока отечественные рекламные агентства не впускали иностранные, это удавалось. Тогда наш продукт был на высоком уровне, многие рекламщики в то время получили за свои работы мировые призы. Позже жажда наживы победила. Начали с сотрудничества, закончили подчинением: довольно скоро в стране появились иностранные менеджеры, которые стали учить нас работать на российском рынке.

Я скажу вам одну вещь: ни в одной стране мира рекламой не занимаются иностранцы. Везде это национальный, местный продукт. Я был одним из первых, кто работал на PepsiCo, Coca-Cola. Когда американцы принялись меня учить, как правильно делать рекламу для России, они апеллировали к опыту выведения своего продукта на африканский рынок. Не шучу. Ясно, что большого энтузиазма такой подход не вызывал. Люди, которые были нацелены на творчество и развитие, всячески сопротивлялись этому, в том числе и я. Но постепенно «русский взгляд» на рекламу ушел, все ценное и интересное разрушилось.

Реклама превратилась в бизнес — продажу медиапространства по единому шаблону. Национальный креатив был утрачен, поэтому я с середины 2000-х перестал этим заниматься. И все нормальные люди оттуда ушли, потому что стало неинтересно. Сегодня это абсолютное царство маркетинга: деньги там еще есть, но ни о каком творчестве речь уже давно не идет.

Как изменилось сознание аудитории и ее восприятие рекламного контента? Чем отличается современная аудитория от той, на которую была нацелена реклама в девяностых и нулевых?

Изначально российские рекламщики пытались войти в контакт со зрителем, пригласить потребителя в некую игру, поэтому было много юмористических роликов. Люди на это хорошо реагировали.

Сегодня реклама — это объявление. Показывают продукт и говорят, сколько он стоит. Это деградация рекламной индустрии с точки зрения творчества. Подозреваю, что и в плане эффективности это тоже далеко от идеала. По-моему, рекламу сегодня просто не замечают, сознание выталкивает все, что связано с рекламой, за границы нашего внимания. Понятно почему: это никому не нужный утомляющий шлак.

Есть ли что-то, чему западные коллеги могли научиться у российских, а российские — у западных?

В 2000-х годах была масса семинаров для тех, кто работает в рекламной индустрии. Я много преподавал, посещал разные фестивали, где общался с иностранными коллегами. Тогда они по-хорошему удивлялись нашему вектору развития рекламы. Многое в плане творческих решений заимствовали и честно об этом говорили. Мне казалось, это нормально: что-то мы у них берем, что-то они у нас. Сегодня я не вижу прорывов в этой области: что им у нас заимствовать?

О том, почему не удалось построить русскую версию Голливуда

Вы неоднократно говорили, что современное большое кино никуда не годится, да и в целом кино как таковое осталось символом XX века, в то время как в нынешнем веке его место занял перформанс. В чем причина гибели современного кинематографа?

Главная проблема кино в том, что оно перешло из категории искусства в категорию проекта или даже продукта. Оно целиком стало частью потребительского рынка и создается по принципу «чего изволите». А это плохо заканчивается. Люди не воспринимают кино как «старшего брата», который даст знания, удивит. Все превращается в маркетинговую историю, как и реклама. 

Вспомним 90-е. Тогда в голливудской киноиндустрии стал верховодить маркетинг. То же самое захотели сделать и у нас. Двигаться в сторону Голливуда, возможно, не так уж плохо. Там действительно есть чему поучиться, в первую очередь в плане организации производства. Но зачем при этом забывать о собственных выдающихся достижениях в кинематографе? Зачем отказываться от творческого поиска?

Я большой поклонник советского кино. Очень жаль, что мы ушли от эмоционального, творческого кинематографа Андрея Тарковского, Эльдара Рязанова, Леонида Гайдая, Романа Балаяна. Это кино, в котором есть автор и его позиция. И, между прочим, государство поощряло это авторское начало.

Утопическое желание создать «Голливуд по-русски», мне кажется, связано с комплексом, который нам навязали: мы якобы не умеем делать машины, шить одежду. В это многие поверили, и заводы закрыли. То же самое произошло с отечественным кинематографом. Нам сказали, что кино мы снимать не умеем. Мы поверили. Ну и дураки.

При этом, подчеркну, я не заявляю о гибели современного кинематографа. Живое, настоящее творчество сохранится всегда и в любых, самых не располагающих к тому условиях. Сегодня кино по-прежнему существует. Его, правда, крайне мало, и оно, к сожалению, почти совсем не интересно зрителю. Но это уже тема для отдельного разговора.

А как же Балабанов, Звягинцев, Сигарев, Меликян — режиссеры, чьи фильмы получают престижные награды не только в России, но и за рубежом?

Вы называете фамилии очень хороших, интересных режиссеров. Хорошо, что они есть. Именно поэтому нельзя говорить о «гибели кинематографа». Я же говорю об общей картине. Безусловно, если взять за 100 процентов все, что создает сегодня российский кинематограф, то 5 процентов — это та часть, которую можно обсуждать. Но 95 процентов — это в лучшем случае жалкая пародия на фильмы в эстетике 1990-х годов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трезвые разговоры в баре: Манойло и Канделаки Трезвые разговоры в баре: Манойло и Канделаки

Каково сниматься в адаптации турецкого сериала и как не разочаровать маму

СНОБ
«Брак» ядра: огромная магнитная аномалия над Атлантикой «Брак» ядра: огромная магнитная аномалия над Атлантикой

Магнитное поле Земли защищает свою поверхность, но и в этой броне есть бреши

Популярная механика
Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре Кто создал хиты Алиши Киз и Coldplay: пять женщин, добившихся успеха в звукорежиссуре

Женщины-звукорежиссеры и трудности, которые им пришлось преодолеть

Forbes
Открытое плацебо помогло при эмоциональном стрессе Открытое плацебо помогло при эмоциональном стрессе

Ученые показали эффективность открытого плацебо в терапии эмоциональной реакции

N+1
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Канье Уэст Канье Уэст

Канье Уэст – гений, опередивший свое время, или император поп-культуры?

Esquire
Как стать спокойнее и уравновешеннее: руководство для тех, кто хочет познать дзен Как стать спокойнее и уравновешеннее: руководство для тех, кто хочет познать дзен

Со стрессом нужно уметь бороться. Как это делать правильно — читай в материале

Playboy
Утки, черепашки и луна в матроске Утки, черепашки и луна в матроске

Ради них дети и подростки девяностых могли проснуться рано утром в выходные?

Лиза
«Он как Хабиб, но для другой аудитории»: как парень из сибирской деревни стал чемпионом UFC и заработал $1 млн «Он как Хабиб, но для другой аудитории»: как парень из сибирской деревни стал чемпионом UFC и заработал $1 млн

Кто сделал Петра Яна боксером, и зачем он ушел в смешанные единоборства?

Forbes
10 самых умных животных 10 самых умных животных

10 умнейших созданий (не считая человека)

Популярная механика
Что такое Что такое

Стоит ли убирать веселые кеды и покупать солидные вещи? И если да, то когда?

Cosmopolitan
Сонный паралич: что это на самом деле и как справиться с ночным кошмаром Сонный паралич: что это на самом деле и как справиться с ночным кошмаром

Что такое сонный паралич, в чем его причины, и почему его так любят режиссеры

РБК
Олег Янковский Олег Янковский

Правила жизни Олега Янковского

Esquire
Как перестать одеваться скучно и найти свой стиль, не потратив ни копейки? Как перестать одеваться скучно и найти свой стиль, не потратив ни копейки?

Рассказываем, как выбраться из привычного и надоевшего образа

Cosmopolitan
Гороскоп тайных желаний: о чем мечтают знаки зодиака? Гороскоп тайных желаний: о чем мечтают знаки зодиака?

Мы тебе сейчас расскажем, о чем мечтаешь ты!

Cosmopolitan
Как Коля Лукашенко стал заложником родительского страха Как Коля Лукашенко стал заложником родительского страха

Любой общественный конфликт провоцирует всех его участников на откровенность

СНОБ
NEXTA Live — самый популярный Telegram-канал о протестах в Беларуси, который читают более миллиона человек. Откуда он взялся и кто его делает? NEXTA Live — самый популярный Telegram-канал о протестах в Беларуси, который читают более миллиона человек. Откуда он взялся и кто его делает?

Как телеграм-каналы NEXTA и NEXTA Live стали поставщиками новостей из Белоруссии

Esquire
«Мы живем в культуре стыда»: что документальный сериал «Хватит» рассказывает о проблеме насилия в России «Мы живем в культуре стыда»: что документальный сериал «Хватит» рассказывает о проблеме насилия в России

Автор сериала «Хватит» о домашнем насилии и сексизме в обществе

Forbes
Физики придумали квантовое го Физики придумали квантовое го

Новая задача для разработчиков искусственного интеллекта и квантовых вычислений

N+1
Пункты выдачи по всей стране, долги и курс на публичность: The Bell рассказал историю Wildberries Пункты выдачи по всей стране, долги и курс на публичность: The Bell рассказал историю Wildberries

Как бизнес «без инвестиций и стартового капитала» стал крупным ритейлером

VC.RU
Торнтон Уайлдер Торнтон Уайлдер

Статья об американском прозаике и драматурге Торнтоне Уайлдере

Дилетант
Пирожечь сердца людей! Пирожечь сердца людей!

Почему высокое искусство стихосложения все еще скорее живет, чем нет

Maxim
Сколько стоит чашка кофе: из зерен, капсул, банки Сколько стоит чашка кофе: из зерен, капсул, банки

Посчитали, во сколько обойдется порция кофе, приготовленного разными способами

CHIP
«Слон» на трансзвуке «Слон» на трансзвуке

Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механика
Отрывок из книги Юрия Вагина «Доктор, все идет из детства?» Отрывок из книги Юрия Вагина «Доктор, все идет из детства?»

Какие ошибки допускают родители при воспитании ребенка?

СНОБ
Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов Зачем 65 лет назад из Москвы в Дрезден отправили «Сикстинскую мадонну» Рафаэля и другие сокровища саксонских курфюрстов

История обнаружения сокровищ Дрезденской галереи в мае 1945 года

Forbes
Счастливы врозь. Правила хорошего и красивого развода Счастливы врозь. Правила хорошего и красивого развода

Как развестись хорошо и красиво

Maxim
Слишком устала Слишком устала

Как отличить астению от недосыпа и усталости

Добрые советы
На Большом адронном коллайдере увидели редкий распад бозона Хиггса на два мюона На Большом адронном коллайдере увидели редкий распад бозона Хиггса на два мюона

Полученные данные совпали с предсказаниями Стандартной модели

N+1
Открыть в приложении