Иван Дорн строит в Киеве музыкальную империю. Мы поговорили с ним и его окружением и узнали, зачем ему это
Музыкант Иван Дорн появился на сцене в конце нулевых — и с тех пор его творчество не раз претерпело серьезные метаморфозы. Сначала Дорн был частью продюсерского проекта, затем стал независимым поп-артистом, после чего ушел в подполье экспериментировать со звуком. Параллельно музыкальной карьере в последние годы он развивает свой лейбл и творческое пространство «Мастерская». Музыканта Дорна отличает тяга к эпатажным образам — предприниматель Дорн тоже не стесняется эпатировать рынок: тратится на раскрутку заведомо не массовых артистов и выпускает сырые сборники малоизвестных исполнителей. Пока «Мастерская» работает в убыток, и Дорн даже не планирует возвращать первоначальные инвестиции — но хочет вывести проект на самоокупаемость.
Весной 2015 года Иван Дорн и его команда приехали выступать в Тбилиси. После саундчека оставалось немного свободного времени, и артист решил посмотреть город. На улице его случайно заметила женщина из местной школы CES, где учат на музыкантов, дизайнеров и режиссеров, — и пригласила провести спонтанный мастер-класс.
Артисту понравилась авантюра. Через пару часов его уже ждали люди, готовые слушать и задавать вопросы. После мастер-класса организаторы провели для Дорна небольшую экскурсию. Пространство школы — с мастерскими и большим лекционным залом — и творческая атмосфера внутри вдохновили музыканта открыть подобное место в Киеве.
— Представьте себе коворкинг, куда люди приходят со своими компьютерами работать, — и там есть принтер, буфет, Wi-Fi. То же самое — музыкальный хаб. Только здесь у вас синтезатор, микрофон и остальное оборудование, чтобы писать музыку, — рассказывает Дорн.
Идея открыть студию такого формата зрела около года, пока Иван не озвучил ее на встрече с сооснователями музыкального агентства Be Management Григорием Фатьяновым (позднее он стал управляющим директором «Мастерской») и Александром Вареницей.
— Мы в тот момент еще не представляли, во что это может вылиться и какие у Ивана намерения, — вспоминает Григорий Фатьянов. — Их серьезность мы поняли, когда приехали в пустое помещение с голыми стенами, и он ходил и рассказывал нам, как будет устроено будущее творческое пространство.
Худсовет на желтом диване
Параллельно Дорн решил запустить лейбл — логичное продолжение творческого пространства, где артисты могли бы выпускать треки. В октябре 2016 года он выпустил свой первый сингл на новом лейбле «Мастерская» и призвал музыкантов присылать демо-версии своих треков.
Мы начали делать то, в чем ничего не понимали. Поменяв сферу деятельности в рамках музыкального бизнеса, мы из профессионалов превратились в дилетантов. Иван Дорн
Управлять лейблом взялось агентство Be Management за абонентскую плату — около $600 в месяц. Это включало работу сммщика, пиарщика, дизайнера и A&R-менеджера.
О новом проекте написали российские и украинские медиа. В первую неделю после запуска в «Мастерскую» пришло более двухсот писем. Присылали не только демо-версии треков, но и просто тексты песен или диктофонные записи. Отслушивать весь материал времени не было.
В основном слушали артистов по рекомендациям знакомых и друзей. Решения по композициям, отобранным A&R-менеджером, принимали совместно на так называемом худсовете, собираясь в одной из комнат недостроенной «Мастерской».
Чтобы артисты могли увидеть, как проходит отбор, и услышать фидбек, на одной из таких встреч решили устраивать прямые эфиры в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена). Их характерным персонажем стал желтый диван, сидя на котором представители лейбла решали судьбы молодых артистов.
По словам Фатьянова, когда процесс отбора начали транслировать, на почту лейбла стали присылать более качественный материал. «Музыканты поняли наши вкусы», — утверждает он.
Издательство для всех
Иван Дорн называет свой проект не «лейблом», а «музыкальным издательством». Он считает, что слово «издательство» более четко характеризует деятельность «Мастерской», куда артист может прийти со своим материалом, зафиксировать его в определенной форме и финализировать творческий процесс, выпустив композицию на стриминговых сервисах.
Первыми резидентами «Мастерской» стали R&B-исполнитель Constantine и фолктрон-дуэт YUKO, которых Иван встретил, когда выступал судьей на украинской версии телешоу «Голос». По словам участницы группы YUKO Юлии Юриной, в отличие от других лейблов, в «Мастерской» артистам объясняют, что они не только создатели контента.
— Мы прошли курс молодого бойца: стали разбираться в деталях дистрибуции, менеджмента, SMM и пиара. Обычно нигде не рассказывают, чем артист должен заниматься еще, помимо музыки, — рассказывает она.