Имена собственные
Что происходит с российской косметикой в изменившемся мире? О трудностях и перспективах современной бьюти-индустрии мы поговорили с основателями отечественных брендов.
Мрачные прогнозы относительно падения бьюти-рынка не оправдались. Несмотря на уход одних брендов, другие (в их числе Chanel, Vichy, Clarins, Estée Lauder, Caudalie), закрывшие свои монобрендовые корнеры и онлайн-сторы, по-прежнему в свободном доступе у ретейлеров. Правда, теперь отдать за любимую тушь Le Volume или крем Normaderm нужно в разы больше, чем в прошлом году.
Неудивительно, что в условиях отсутствия одних марок и подорожания других жители нашей страны стали уделять больше внимания косметике made in Russia. Это подтверждает опрос ВЦИОМ. 85% россиян считает, что отечественные производители в той или иной степени смогут заменить продукцию ушедших компаний.
Осеннее обострение
В середине 2010-х годов друзьям, особенно иностранцам, можно было смело рекомендовать едва ли больше пяти российских марок: Natura Siberica, Sergey Naumov, Laboratorium, Pure Love, Botavikos и парочку тех, кого больше нет с нами. Но благодаря фул-сервису и контрактному производству создать косметический бренд стало намного проще, чем когда бы то ни было. Чуть ли не каждую неделю появляются новички (собственные торговые марки есть и у Spar, и у «Самоката»). Макияж Krygina Cosmetics, OK Beauty и Russian Beauty Guru (RGB), уход Openface и Matromi, ароматы Fakoshima – нашей косметики и парфюмерии теперь хватит на всех. Классные продукты делают не только в столице. В Магнитогорске живет SmoRodina, в Архангельске – AB1918; мультистики и минеральные основы «Самосвет», разноцветные скрабы для тела Laboratorium и маски Maskiteca родом из Петербурга. «Я бы не сказала, что российская косметика достигла каких-то невероятных успехов, но она определенно растет и развивается, особенно в последние три года. И люди стали больше ей доверять, понимать, что она может быть очень хорошей», – уверена блогер и основательница еще одного Р-бренда Don't Touch My Skin (DTMS) Адэль Мифтахова.
Однако рост и развитие отечественных производителей в последние полгода тормозит ряд трудностей, которых не было во время пандемии коронавируса. Инсайдеры бьюти-индустрии начали бить тревогу весной, но настоящие проблемы, по их оценкам, начнутся осенью. Именно сейчас, как прогнозирует бьюти-эксперт и основатель марки Ostrikov Beauty Publishing Сергей Остриков, у российских брендов, скорее всего, закончатся старые запасы сырья, закупленные в начале года. И те, кто не успел подсуетиться, окажутся в сложном положении. Паззл под названием «российская косметика» складывается в основном из европейских, американских и азиатских «деталей», а их-то как раз будет не хватать.
Вторая причина проблем – собственно, рост производства. Косметики становится больше, и, соответственно, нужно изготавливать больше упаковки, а в этой сфере намечается коллапс. «Заводы, производящие тару, уже не справляются с заказами, а докупить новое оборудование они не могут, так как оно европейское и под санкциями. Таким образом, они будут выполнять заказы крупных клиентов, а небольшие бренды останутся не у дел», – объясняет Остриков.
Обходные пути
Впрочем, нехватка упаковки – полбеды. С ее содержимым всё тоже, увы, непросто. Дело в том, что с рынка ушли два крупных химических концерна, немецкий BASF и британский Croda, а вместе с ними – всё их сырье, от пенообразователей до силиконов и пептидов. С последствиями этого уже столкнулась Адэль Мифтахова: «Теперь мы покупаем компоненты для косметики в три раза дороже, и логистика стала сложной. Параллельно ищем более доступные аналоги, но некоторые ингредиенты заменить невозможно. Например, солнцезащитные фильтры нового поколения производит только BASF, у компании на них патент».