Звез­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, ки­та­ец Цай Го­цян

VogueКультура

Стена Цая

Звез­да со­вре­мен­но­го ис­кус­ства, ки­та­ец Цай Го­цян — са­мый спо­кой­ный че­ло­век в ми­ре. Не то что его ра­бо­ты: он пи­шет их го­ря­щим по­ро­хом, а в Москве по­ка­жет фей­ер­верк и вы­став­ку в честь Ок­тябрь­ской ре­волюции.

Фото: Ben Rayner. Текст: Светлана Сачкова

В День го­ро­да на Крас­ной пло­ща­ди ки­тай­ский ху­дож­ник Цай Го­цян устро­ит гран­ди­оз­ный пи­ро­тех­ни­че­ский спек­такль — вро­де то­го, что он по­ка­зал на от­кры­тии Пе­кин­ской Олим­пи­а­ды в 2008 го­ду, и бла­го­да­ря ко­то­ро­му про­сла­вил­ся на весь мир. А три дня спу­стя в ГМИИ им. Пуш­ки­на от­кро­ет­ся вы­став­ка Цая «Ок­тябрь», по­свя­щен­ная юби­лею ре­во­лю­ции 1917 года.

На ули­це пе­ред му­зе­ем зри­те­ли по­па­дут в ин­стал­ля­цию, а в ос­нов­ном зда­нии бу­дут пред­став­ле­ны ра­бо­ты, вы­пол­нен­ные в фир­мен­ной тех­ни­ке по­ро­хо­вой жи­во­пи­си, в том чис­ле два­дца­ти­мет­ро­вые кар­ти­ны-свит­ки «Сад» и «Ре­ка». За ос­но­ву «Са­да» Цай возь­мет де­сят­ки ге­ро­и­че­ских об­ра­зов с со­вет­ских про­па­ган­дист­ских пла­ка­тов, а фо­то­гра­фии обыч­ных граж­дан СССР ста­нут ча­стью «Ре­ки». По­лот­на раз­ме­стят­ся друг на­про­тив дру­га: и та­ким об­ра­зом фан­та­зии от­ра­зят­ся в ре­аль­но­сти. Ви­део­за­пись дей­ства на Крас­ной пло­ща­ди то­же вой­дет в экс­позицию.

Са­мый из­вест­ный ки­тай­ский ху­дож­ник Цай Го­цян, ог­нен­ные ин­стал­ля­ции ко­то­ро­го вид­ны из кос­мо­са, на­зы­ва­ет се­бя граж­да­ни­ном Все­лен­ной и жи­вет в ста­рин­ном до­ме на Ман­хэттене.

По­че­му имен­но он — ки­та­ец, жи­ву­щий в Нью-Йор­ке и за­ра­ба­ты­ва­ю­щий на жизнь кар­ти­на­ми из по­ро­ха и пи­ро­тех­ни­че­ски­ми ин­стал­ля­ци­я­ми, бу­дет пе­ре­осмыс­ли­вать рус­скую ре­во­лю­цию на ее ро­ди­не в год ее сто­ле­тия? Что­бы по­лу­чить от­вет из пер­вых уст, я сво­ра­чи­ваю на­пра­во с ожив­лен­ной Вто­рой аве­ню и ока­зы­ва­юсь на ти­хой ули­це ман­х­эт­тен­ско­го Ниж­не­го Ист-Сай­да. Тут спо­кой­но, про­хо­жих прак­ти­че­ски нет, с обе­их сто­рон — ста­рин­ные трех-че­ты­рех­этаж­ные жи­лые до­ма из тем­но­го кир­пи­ча с же­лез­ны­ми ле­сен­ка­ми, нью-йорк­ская клас­си­ка. Так сра­зу и не по­ду­ма­ешь, что где-то здесь спря­та­лась сту­дия од­но­го из ти­та­нов со­вре­мен­но­го ис­кусства.

Ме­ня встре­ча­ет ас­си­стент­ка ху­дож­ни­ка и ве­дет внутрь. Про­стран­ство вдруг рас­кры­ва­ет­ся и ока­зы­ва­ет­ся по­чти бес­ко­неч­ным: не­по­нят­но, как мо­жет столь­ко все­го уме­стить­ся в не­боль­шом до­ме по­строй­ки кон­ца XIX века.

В вы­ста­воч­ном за­ле нью-йорк­ской сту­дии рас­по­ло­жи­лись кар­ти­ны, ко­то­рые ждут от­прав­ки в му­зеи ми­ра или го­то­вят­ся к бу­ду­щим экс­по­зи­ци­ям. В Москве по­ро­хо­вую жи­во­пись Цая Го­ця­на, а так­же скульп­ту­ры и эс­ки­зы к пи­ро­тех­ни­че­ским спек­так­лям пред­ста­вят в ГМИИ им. Пуш­ки­на при под­держ­ке Сбербанка.

«Я от­крыл здесь сту­дию в на­ча­ле двух­ты­сяч­ных, — рас­ска­зы­ва­ет Го­цян. — То­гда она за­ни­ма­ла толь­ко пер­вый этаж. А в 2015 го­ду бю­ро Ре­ма Кол­ха­са ее пе­ре­пла­ни­ро­ва­ло, и пло­щадь уве­ли­чи­лась в два ра­за — за счет под­ва­ла». Те­перь сту­дия по­хо­жа на су­пер­со­вре­мен­ный му­зей: ори­ги­наль­ные сте­ны из кам­ня и кир­пи­ча пе­ре­ме­жа­ют­ся огром­ны­ми па­не­ля­ми из плек­си­гла­са, днев­ной свет про­са­чи­ва­ет­ся в под­вал че­рез све­то­вые ко­лод­цы и цен­траль­ную лест­ни­цу, объ­еди­ня­ю­щую оба уров­ня. Здесь есть и ки­но­зал, и кон­фе­ренц-ком­на­та, и биб­лио­те­ка, и вы­ста­воч­ные пло­щад­ки. Есть кух­ня, сто­ло­вая и да­же чай­ная ком­на­та в япон­ском сти­ле. И офис, по­хо­жий на ре­дак­цию жур­на­ла: все бе­лое, как в филь­мах про бу­ду­щее, за ком­пью­те­ра­ми ра­бо­та­ет мо­ло­дежь — ко­ман­да Цая. На сто­ле сто­ит скру­пу­лез­но вы­пол­нен­ный ма­кет Пуш­кин­ско­го му­зея с ми­ни-ин­стал­ля­ци­я­ми и кро­шеч­ны­ми кар­ти­на­ми внут­ри. На дру­гом сто­ле еще один ма­кет — не­сколь­ко за­лов му­зея Пра­до: бук­валь­но че­рез ме­сяц по­сле «Ок­тяб­ря» от­кры­ва­ет­ся экс­по­зи­ция ху­дож­ни­ка в Мадриде.

Го­ря­щий по­рох на кар­ти­не в Му­зее со­вре­мен­но­го ис­кус­ства в Шанхае, 2014.

За по­след­ние два­дцать лет он вы­став­лял­ся прак­ти­че­ски на всех глав­ных ми­ро­вых арт-пло­щад­ках, в 2008 го­ду Цай Го­цян стал пер­вым ки­тай­ским ху­дож­ни­ком, удо­сто­ен­ным пер­со­наль­ной вы­став­ки в нью-йорк­ском Му­зее Гуг­ген­хай­ма. Цай ра­бо­та­ет в раз­ных тех­ни­ках, но про­сла­вил­ся бла­го­да­ря по­ро­ху. При по­мо­щи взрыв­ча­то­го ве­ще­ства ху­дож­ник со­зда­ет не толь­ко пи­ро­тех­ни­че­ские спек­так­ли, но и жи­во­пис­ные по­лот­на, на­по­ми­на­ю­щие од­но­вре­мен­но аб­страк­ции в ду­хе экс­прес­си­о­низ­ма и ки­тай­скую кал­лиграфию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии

7 мая 1915 года затонул один из самых знаменитых пароходов своего времени

Вокруг света
Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры Никаких шлепок и свадебных платьев: какой дресс-код советуют соблюдать музеи и театры

Какие рекомендации по выбору одежды мировые театры и музеи дают посетителям

Forbes
Шут­ки в сторону Шут­ки в сторону

Су­пер­звез­да ин­ста­гра­ма, ак­три­са Ири­на Гор­ба­че­ва

Vogue
От вил до мема От вил до мема

Краткая история «Американской готики» Гранта Вуда

Weekend
Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам Вопрос психологу: что мешает нам экономить и как изменить свое отношение к деньгам

Почему экономия часто кажется наказанием и как можно изменить это восприятие

Правила жизни
Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете Кладбища кораблей: три самых опасных моря на планете

Штормы и смертельные течения — воды каких морей особенно коварны

ТехИнсайдер
Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку Показать то, что за кадром: как создаются экскурсии по действующему кинопарку

Как организовать экскурсии по кинопарку, не мешая при этом съемочному процессу

Inc.
Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом Параллельщики. Carwin — о главных ошибках при поиске машины за рубежом

Как отличить реального поставщика от хорошо замаскированного обманщика

РБК
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Ударная волна Ударная волна

Что такое падел и почему его называют «новым гольфом»

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине Маме не говори: 12 вещей, которые родителям не нужно знать о твоем мужчине

О чем не стоит рассказывать даже маме?

VOICE
VOX VOX

VOX — культовое место тихой роскоши, где встречаются знаменитости

Собака.ru
Мягкая сила русского стиля Мягкая сила русского стиля

Масштабная площадка, рассказывающая о русской идентичности и новом образе жизни

Монокль
Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода Тропические болота нивелировали успехи арктических в поглощении углерода

Почему снижается продуктивность болот, поглощающих углерод

N+1
Правила порядка Правила порядка

Как научить детей поддерживать порядок в своей комнате, не тратя на это часы

Новый очаг
Камни не для всех Камни не для всех

Алмазы подорожают более чем на 50% к 2027 году: надо ли в них инвестировать

Ведомости
Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений Как отличить борщевик от дудника и других зонтичных растений

Как не спутать борщевик его с безобидными товарищами

Maxim
Рынок недозагружает вагоны Рынок недозагружает вагоны

Как снизился рост погрузок РЖД за последние годы

Ведомости
«Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов «Искренний урбанизм»: от картинок к поиску смыслов

«Искренний урбанизм» — городская экосистема, построенная на многообразии

Ведомости
«Геттоссори-мамы»: как шутка из социальных сетей изменила образ хорошей матери «Геттоссори-мамы»: как шутка из социальных сетей изменила образ хорошей матери

Как женщины заново определяют, что значит быть «достаточно хорошей мамой»

Forbes
Летний ликбез Летний ликбез

Почему одного SPF нам будет недостаточно

Лиза
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
«Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию «Покажи свой бюджет»: к чему ведет молодежный тренд на публичную экономию

Что нового узнали зумеры об экономии и к чему ведут их потребительские привычки

Forbes
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит Блокировка расчетного счета: что это и почему так происходит

Блокировка расчетного счета: как быстро решить проблему и снять блокировку?

Inc.
Уйди, нечистая! Уйди, нечистая!

Домовые, кикиморы, лешии: откуда взялись и чему служили

Лиза
Банкротство ИП: от долгов к новому старту Банкротство ИП: от долгов к новому старту

Как проходит банкротство ИП: от условий проведения процедуры до списания долгов

Inc.
Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика Уже не косметика, но еще не лекарство: чем опасна космецевтика

Чем опасно бесконтрольное применение космецевтики?

Forbes
С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному С особым подходом: почему хакеры атакуют компании разных отраслей по-разному

Как бизнес-интересы определяют способы атак на сайты российских компаний

Forbes
Открыть в приложении