Кто заказывает музыку в Зальцбурге и почему этот год объявлен русским

VogueКультура

Двойка по проведению

В конце июля вся просвещенная Европа устремляется в австрийский Зальцбург на знаменитый оперный фестиваль. Кто заказывает музыку в Зальцбурге и почему этот год объявлен русским, узнал Алексей Тарханов.

Фото: Lydia Gorges

С июля по август, когда в Зальцбурге идет оперный фестиваль, арии звучат прямо на улицах. Не то чтобы прохожие развлекаются бельканто. Огромные экраны установлены в стратегических точках города. Прямая трансляция — спасение для публики, опера — товар дефицитный, на всех не хватает, билеты давно разлетелись, как голуби мира. Самый смелый, самый светский, самый красивый, самый дорогой — летний Зальцбург известен всем.

Фестивалю скоро сто лет. Его создали после Первой мировой войны, не зря названной великой. Она уничтожила несколько империй, перекроила Европу и положила в землю миллионы людей. Война, казалось, ушла, но политическая ситуация была такая же тревожная, как сейчас, в воздухе пахло новыми событиями, никто не знал, что нас ждет. И вот в 1920 году на террасе зальцбургского отеля Österreichischer Hof (нынешний «Захер») поэт Гуго фон Гофмансталь, композитор Рихард Штраус и режиссер Макс Рейнхардт придумали устроить в городе оперный фестиваль. Творческая интеллигенция хотела послать сигнал всем-всем-всем — Австрийская империя погибла, но австрийская культура жива. Зальцбург стал проектом для всех, а не только для страны и города.

Президент Зальцбургского фестиваля Хельга Рабль-Штадлер.
На Хельге: шелковые пальто и топ, все Dries Van Noten.

Трое родителей, и все мужчины. Их огромные фотографии висят в директорском холле. А вот последние двадцать лет Salzburger Festspiele командует женщина, царственная Хельга Рабль-Штадлер, перед глазами которой с 1989 года один за другим проходят временные мужчины-худруки. Если спросить в Зальцбурге, кто нынче в Австрии президент, назовут, конечно же, ее, а не очередного умника-политика из Вены.

Она видела всех, все самые-пресамые знаменитые-презнаменитые постановщики рано или поздно приходили к ней. Бесстрашный бельгийский режиссер Жерар Мортье, немецкий композитор Петер Ружичка, оперный импресарио австриец Александр Перейра, и вот теперь — новый артистический директор, пианист Маркус Хинтерхойзер. У него контракт на ближайшие пять лет, с ним директриса будет отмечать через три года столетие фестиваля.

Артистический директор Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер.

У каждого из моих собеседников — своя история, которая привела их в фестивальный дворец. Маркус Хинтерхойзер известен любовью к музыке ХХ века, это его специальность как пианиста. Он родился в Италии, рос в Германии, учился в Австрии. Его мечта теперь — показать, до какой степени может быть современен столетний оперный фестиваль.

Хельга Рабль-Штадлер была известной журналисткой, писала в австрийских газетах, но оставила любимое дело, потому что ей по наследству достался семейный бизнес, сеть магазинов Resmann, и ими надо было управлять. Хельга подняла его на новую, очень успешную орбиту, потом занималась политикой, заседала в парламенте, но с удовольствием взялась за фестиваль и ведет Зальцбург бархатной железной рукой так, что другого президента и представить себе невозможно.

Дирижер Владимир Юровский будет за пультом в «Воццеке» Альбана Берга.

И вот они сидят передо мной, роли распределены — застегнутая на все пуговицы элегантная фрау президент и господин артист с гривой седеющих волос. Но с каждым вопросом я понимаю, что передо мной два художника, что Хельга Рабль-Штадлер, хоть и ведет разговор твердой рукой, веселится от души и наслаждается беседой со своим артистическим директором. А тот, как мудрый теннисный партнер, для которого игра важнее удара, подхватывает ее подачи и отправляет их обратно прямо к ней в руки.

В 2017 году программа — с отчетливым русским акцентом, и я совсем не удивляюсь, когда мой собеседник прочитывает свою фамилию Hinterhäuser, записанную русскими буквами в моем блокноте. Я помню, что учился-то Маркус у знаменитейших русских пианистов: в Вене — у Елизаветы Леонской, в Зальцбурге — у Олега Майзенберга.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Зачем ВРАЛ? Каких масштабов достигла псевдонаука в России Зачем ВРАЛ? Каких масштабов достигла псевдонаука в России

Каких масштабов достигла псевдонаука в России

Русский репортер
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Говорит и показывает кинокомпания Netflix Говорит и показывает кинокомпания Netflix

Телевидения и развлечений для гостиной компании Netflix уже недостаточно

CHIP
Кнут Гамсун Кнут Гамсун

Кнут Гамсун говорил от имени нации и тем сильно её скомпрометировал

Дилетант
В такси на Дубровку В такси на Дубровку

Ищешь живописное место для фотосессии? Советские фильмы знают ответ!

Лиза
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Быстрый платеж Быстрый платеж

Оплата покупок по QR-коду: в чем выгода и в чем подвох

Лиза
Американские горки Американские горки

Группа БКС возобновила торги американскими бумагами через свой инвестбанк

Ведомости
Сити-брейк Сити-брейк

Идеальные города России для семейного уик-энда

Лиза
«Пишите… А. Куприн» «Пишите… А. Куприн»

Эмиграция сложилась для Куприна не просто трудно, а скорее — трагически

Дилетант
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Партнер по религиозным соображениям Партнер по религиозным соображениям

Как Россия создает базу для привлечения исламского капитала

Эксперт
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
Традиционная стабильность Традиционная стабильность

Какое место в энергетике будущего будут занимать уголь, нефть и газ

Ведомости
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Маленькие шаги к переменам Маленькие шаги к переменам

Интервью с создателем инклюзивных раскрасок и игрушек Натальей Пониной

Лиза
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Чистая правда Чистая правда

Хорошо умываться – значит, до «скрипа» кожи? Все с точностью до наоборот

Лиза
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Передвижники и императорская власть Передвижники и императорская власть

Как передвижники получили признание императора Александра III

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
О пользе «бумажной волокиты» О пользе «бумажной волокиты»

На каком языке говорили евреи, вернувшиеся из вавилонского пленения?

Знание – сила
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
О чем молчат рекорды HoReCa О чем молчат рекорды HoReCa

Будут ли все последствия смещения потребления с кухни в ресторан положительными?

Агроинвестор
Открыть в приложении