Визуализация Набокова и NFT-дом: 10 музейных проектов на стыке искусства и технологий
Соединение классического искусства с цифровыми технологиями — уже не новость, а обычная часть жизни. В попытке удержать внимание современного зрителя галереи и музеи соревнуются между собой в том, кто представит самый захватывающий и необычный опыт. Илья Самофеев, Cо-CEO red_mad_robot, собрал яркие российские кейсы в области ArtTech. Среди них — прогулка по NFT-дому, археологические раскопки в «Steam» и визуализация цитат Набокова с помощью искусственного интеллекта.
Визуализация языка Набокова в музее писателя
Визуализировать цитаты из произведений Владимира Набокова с помощью нейросети — такая идея была реализована в 2022 году на выставке «Nabokov Clip Art» в Музее писателя в Санкт-Петербурге. Авторами концепции стали Борис Орехов, исследователь Центра цифровых гуманитарных исследований НИУ ВШЭ, и Любовь Каракуц-Бородина, лингвист и эксперт по творчеству Набокова. Идея визуализировать богатый язык Набокова не нова, однако по мнению авторов выставки, любой художник, в отличие от нейросети, неизбежно привнесет в произведение свое видение, тогда как ИИ «творит» непредвзято.
Основой экспозиции стали 29 иллюстраций на такие произведения писателя, как «Лолита», «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Другие берега», «Дар», «Волшебник», «Ада», «Ultima Thule». К примеру, цитату из романа «Защита Лужина» нейросеть визуализировала в картину, напоминающую кадр из фильма про апокалипсис, а отрывок из «Приглашения на казнь» чем-то похож на заставку в телевизоре во время профилактики.
Метавыставка «Эрмитаж небесный»
В 2021 году на базе проекта «Эрмитаж небесный» была создана экспозиция «Незримый эфир. Выставка цифрового искусства». Ее особенность в том, что все экспонаты существовали исключительно в цифровом пространстве и были помещены в цифровую копию здания Биржи.
В метавселенной представили 38 NFT-проектов: от классики в виде картины «Криптопанки» и произведения «Квантум», до оцифрованных картин современных художников, медиафайлов и работ, меняющихся по заданному алгоритму прямо на глазах посетителей. Также была возможность посетить «Дом на Марсе» — масштабный NFT-проект художницы Кристы Ким, которая создала первый в мире цифровой NFT-дом и разместила его в марсианских пейзажах.
Перед «входом» на выставку пользователь загружал фотографию и получал цифрового аватара. Управляя им, он перемещался по залам вместе с аватарами других пользователей.
Цифровой «Воображаемый музей» Михаила Шемякина
Известный художник и скульптор Михаил Шемякин более 60 лет вручную собирает, анализирует и классифицирует по авторской методике репродукции изобразительного искусства. В его архиве собрано около 3 млн изображений на тысячи различных тем. Цель такого кропотливого труда — показать, как один и тот же образ развивался в искусстве на протяжении столетий. Однако физически все работы хранятся во Франции, в замке Шамуссо, где живет Шемякин, и доступны широкому зрителю только частично — во время выставок и при публикации книг. В течение многих лет вынашивалась идея оцифровать основной массив архива «Воображаемого музея», но реализовать замысел удалось только сейчас.
«В будущем развитие ИИ приведет к новым формам взаимодействия с искусством, но конкурировать с людьми творческих профессий точно не сможет. Творчество — сложнейший механизм, который построен на эмоциях, и повторить такой опыт машине невозможно. Только творческая личность способна создавать в поэзии, литературе, в изобразительных искусствах, в кино и театре абсурдистские и алогичные моменты, в которых выстраивается логика высокого и необычного искусства. Эти сверхзадачи, доступные лишь человеческому духу, не могут выполняться «умной машиной», — поясняет художник Михаил Шемякин.