Виктор Вексельберг: «Сколково» открыто для тех, кто приближает будущее
Из каких пяти элементов состоит «Сколково», можно ли его сравнивать с Силиконовой долиной и как отразились санкции Запада на российских инновациях? Об этом и многом другом главный редактор «Сноба» Ксения Чудинова побеседовала с президентом фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом
Ɔ.После того как в январе сменилось правительство, многие наблюдатели, в том числе авторы анонимных телеграм-каналов, задавались вопросом о судьбе «Сколково». Ведь «отцом-основателем» фонда считается не кто-нибудь, а бывший премьер Дмитрий Медведев, работа которого сейчас во многом далека от экономики и инноваций. Однако, судя по всему, все остается по-прежнему, так?
Больше того скажу: никаких опасений и не было. На прошлой неделе прошел совет директоров «Сколково», на котором были утверждены обновления в составе Попечительского совета. В совет вошли министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максуд Шадаев, министр экономического развития Максим Решетников и министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Они сменили в совете Константина Носкова, Михаила Котюкова, Ольгу Васильеву и Владислава Суркова. Дмитрий Анатольевич Медведев по-прежнему возглавляет Попечительский совет, остается в совете и министр финансов Антон Силуанов, а также Андрей Белоусов теперь уже в новом качестве – первого вице-премьера. В целом, изменения, произошедшие в составе попечительского совета «Сколково», отражают произошедшее обновление правительства и подтверждают высокое внимание руководства страны к «Сколково».
«Сколково» уверенно смотрит в будущее — как раз на этом же совете директоров мы утвердили основные параметры нового генплана развития инновационного центра. «Сколково» развивается стремительно. Если в 2011 г. планировалось, что здесь будет работать 31 000 человек, то теперь мы видим, что после обустройства всей инфраструктуры ожидается до 57 000 человек.
При этом мы сохраним уникальную среду «Сколково» — здесь не появятся каменные джунгли, значительная часть площади останется под зелеными зонами. Самый большой парк, прилегающий к «Сколтеху», мы на совете директоров решили назвать в честь нашего выдающегося ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Жореса Ивановича Алферова, который стоял у истоков проекта и до самой смерти руководил научно-консультационным советом «Сколково». Совсем недавно была годовщина его ухода. Его вклад в становление «Сколково» неоценим.
Ɔ. «Сколково» в этом году 10 лет. Проект непростой, однако с вполне ясной целью: построить в России аналог Силиконовой долины. Удалось?
Отвечу вопросом на вопрос: а вы сами представляете, что такое «Сколково»?
Ɔ. Я очень хорошо это себе представляю. На мой взгляд, это инкубатор…
Точно нет.
Ɔ. …который поддерживает развитие новых высокотехнологичных проектов от идеи до бизнеса. То есть, обратившись в «Сколково», авторы идеи могут получить настоящую поддержку, которая поможет превратить ее в бизнес. Я себе это воображала так. И знаю, что читатели «Сноба» относятся к «Сколково» именно так. А ваш вариант?
Возможно, я вас удивлю, но фонд «Сколково» — некоммерческая организация, он не занимается непосредственно разработками, не учреждает стартапы. «Сколково» создает среду, в которой должны будут появляться определенные компании на начальной стадии своего развития. И эта среда позволит им развиваться до определенного уровня.
Что я имею в виду под этой средой? Она формируется, благодаря сочетанию ключевых элементов. Всего их 5, ну, 4 с половиной.
Первый — это «Сколтех», самостоятельная образовательная организация, исследовательский университет, закладывающий также азы предпринимательской деятельности. Формально он к фонду не имеет никакого отношения, у них даже разные учредители. Государство дало Фонду право оказывать «Сколтеху» грантовую поддержку и осуществлять контроль за исполнением этих грантов. В строгом смысле «Сколтех» сравнивать с классическими университетами не совсем корректно, конечно («Сколтех» предлагает обучение только по магистерским программам, без бакалавриата). Но тем не менее, сегодня это уже один из лучших университетов в России и не только.
Ɔ. Кстати, в прошлом году проект здания кампуса был оценен как лучший в мире университетский кампус, за что «Сколтех» получил награду от ЮНЕСКО.
Такая оценка, конечно, нам приятна, но не это главное. Главное, что мы смогли создать принципиально новый для России исследовательский университет. Один из факторов, который оказал влияние на формирование ДНК «Сколтеха» — это то, что с самого начала наш университет развивался и строился в тесном партнерстве с Массачусетским технологическим институтом (MIT). И отнюдь не случайно первым президентом «Сколтеха» был профессор из MIT Эдвард Кроули. Базовый подход, который применяется в «Сколтехе» – вовлечение студентов в исследовательскую деятельность, подготовка к предпринимательской. Особенность образовательной системы в нашем университете, я повторюсь – сегодня у нас нет бакалавриата, есть только магистратура. А значит, к нам приходят люди с высшим образованием, те, кто хочет реализовывать себя не только в науке, но и в высокотехнологичном бизнесе. В перспективе, наверное, должен появиться и бакалавриат. Образовательный и исследовательский процесс в «Сколтехе» интегрирован с широким спектром научных, инженерных, инновационных областей. Это привлекает студентов: конкурс среди российских соискателей 30 человек на 1 место, а среди иностранных — 100. Есть из кого выбирать! И такой подход дает плоды: с 2013 по 2019 годы профессора и научные сотрудники «Сколтеха» опубликовали совместные статьи с коллегами из более чем 900 зарубежных университетов мира. В 2019 году в среднем на одного профессора «Сколтеха» пришлось 6,3 научных статьи. В том числе благодаря этому достижению «Сколтех» в прошлом году был включен в Nature Index — это самый престижный мировой рэнкинг университетов, мы попали в топ-100 лучших молодых (до 50 лет) университетов мира.
Ɔ. «Сколтех» — это первый элемент среды «Сколково». А какие еще?
Второй элемент — это Технопарк. Я думаю, это именно то, что вы определили как инкубатор. Технопарк — это набор самых разнообразных сервисов, которыми могут пользоваться стартапы, прошедшие соответствующий уровень отбора. Всего около 40 видов услуг — от административных до акселерации, коучинга и технической поддержки. Но это не единственный ключ к успеху. Технопарк «Сколково» стал одной из самых активных в мире площадок для установления профессиональных контактов. Ежегодно в Технопарке проходит 600 мероприятий технологической, стартап, бизнес-тематики. Их посещают около 350 000 человек. Это, не говоря уже о программах, специально разработанных для крупных корпораций и предпринимателей, заинтересованных в инновационных разработках, не только российских, но и зарубежных (Visa, Enel, Bayer, S7 Group, «Россети», «Росатом», AstraZeneca и др.). Мы стараемся предложить участникам лучшие возможности для развития бизнеса. В Технопарке 20 центров коллективного пользования, еще 60 – за его пределами. Это позволяет реализовать почти любой исследовательский проект вплоть до создания прототипа. Участники ценят преимущества Технопарка – его заполняемость сейчас составляет 99%.
Третий элемент в формировании среды «Сколково» — это, собственно, деньги. Почему-то сложилось мнение, что основное финансирование предоставляет Фонд, но это совсем не так. В России существует много институтов развития, оказывающих грантовую поддержку, и мы здесь далеко не единственные. Кстати, наиболее популярными в последние годы стали микрогранты, буквально позволяющие стартапам сделать первый шаг. Фонд «Сколково», скорее, оказывает организационную поддержку: помощь компаниям в регистрации интеллектуальных прав, патентов, как в России, так и за рубежом, продвижение разработок на международные рынки, в том числе и фондовые. Кроме того, мы подписали соглашения с многими венчурными фондами, наладили обмен информацией между ними и нашими стартапами. За последние три года число проектов на инвестиционной стадии в портфеле нашей платформы Skolkovo Ventures удвоилось, а число проектов на стадии развития утроилось. По предварительным подсчетам Skolkovo Ventures в 2019 г. привлек около 11 млрд руб. (почти на 8% больше, чем в предыдущий год). Это примерно половина всего венчурного рынка в России. Большинство крупных фондов, заинтересованных в технологичных компаниях, имеют в своих портфелях доли в компаниях-резидентах «Сколково» (Runa Capital, Almaz Capital, Phystech Ventures и другие). Крупнейшие российские компании, такие как РЖД, ОАК, «Вертолеты России», «ВТБ капитал», РВК выступают инвесторами фондов Skolkovo Ventures. В течение ближайших трех лет Skolkovo Ventures планирует создать новые фонды с российскими и международными партнерами, совершить сделки в наиболее быстрорастущих секторах.
Четвертый элемент сколковской среды — это рынок, наши ключевые партнеры. По сути, это квазизаказчики проектов. Мы даем им возможность разместить здесь свои исследовательские центры (но не производственные активы), чтобы они имели возможность выстроить кооперацию со стартапами в тот момент, когда у тех начинает вызревать что-то серьезное. Такая синергия продвигается непросто, это сложный процесс. Уже открыты и работают научно-исследовательские центры Boeing, «Сибура», «Татнефти», ТМК. В этом году откроются центры японской корпорации Fanuc (мировой лидер в области робототехники) и российского «Трансмашхолдинга». Сбербанк вовсе стал одним из системообразующих элементов «Сколково». Уже построен центр обработки данных, где размещен самый мощный в России и 29-й в мире суперкомпьютер «Кристофари». В 2022 г. Сбербанк достроит свой технопарк. Кстати, он продолжит традицию реализации выдающихся архитектурных решений – архитектурный проект технопарка Сбербанка разработан британским бюро Zaha Hadid Architects. В 2023 году будут достроены апартаменты для сотрудников технопарка. Мы активно развиваем сотрудничество с «Яндексом». Компания также построит у нас центр обработки данных, лаборатории, офисы, корпоративный университет, образовательные учреждения для школьников и детский сад. В «Сколково» тестируется беспилотное такси «Яндекса».