Родители vs гаджеты: что виртуальный мир дает нашим детям
Трудно переоценить страх родителей перед гаджетами. Порой нам кажется, что дети вообще утратили способность дружить, играть и общаться без участия смартфона. Какие потребности детской психики удовлетворяют технологии и как вернуть детям радость присутствия в реальном мире?
Мы боимся, что современные технологии плохо повлияют на способность детей сосредотачиваться, обучаться и удерживать внимание. Мы чувствуем себя бессильными перед миром гаджетов и готовы на крайние меры. В Интернете множество видео о том, как родители врываются в комнату ребенка и разбивают его приставку или компьютер.
Конечно, большинство мам и пап действуют не столь радикально: чаще мы просто отнимаем гаджеты или строго ограничиваем время их использования. Но проблема не в самих технологиях, а строгие правила — не решение, уверен преподаватель Стэнфордской бизнес-школы Нир Эйал.
Дело в том, что гаджеты помогают детям удовлетворить важные психологические потребности, которые часто не удовлетворяются иным способом из-за особенностей нашей эпохи.
«Наше тело нуждается в макроэлементах для правильной работы. Также человеческая психика имеет свои потребности. И когда дети не получают необходимые «психологические питательные вещества», они начинают вести себя рискованно или пользоваться теми решениями, которые им дает виртуальная среда», — говорит Нир Эйал.
Если же мы хотим вырастить успешных детей, которые умеют ставить цели и достигать их, которые способны на близость и искреннее общение, нам стоит дать им то, чего требует их психика.
Вот три базовые потребности, которые сегодня все чаще удовлетворяются с помощью гаджетов.
1Потребность в автономности
Позволить ребенку самостоятельно контролировать время, проведенное с гаджетами? Как бы нереально это ни звучало, по мнению Нира Эйала, такой подход может стать отличным решением. Эксперт ссылается на исследования профессоров психологии Марсиелы Корреа-Чавес и Барбары Рогофф, которые работали с детьми из разных племен народности майя, проживающих на территории Мексики, Никарагуа и Гондураса.
Оказалось, что те дети, которых меньше обучают по западным стандартам (централизованные школы, множество уроков и кружков, тотальная занятость), демонстрируют более устойчивые внимание и обучаемость. Ученые связывают это с тем, что в деревнях майя детям традиционно предоставляют много свободы. Ребенок самостоятельно ставит себе цель и достигает ее, а мамы и папы просто поддерживают его.