Учеба без отрыва от работы
Выстроить эффективную систему обучения сотрудников можно и без корпоративного университета, показывает опыт российских компаний. Важны системность, ставка на современные технологии и индивидуальный подход

Обучение сотрудников является основным способом борьбы с кадровым дефицитом, сказали 45% топ-менеджеров, опрошенных порталом hh.ru в июне 2024 г. (в опросе участвовало 1288 респондентов).
И это глобальный тренд. Как показало исследование социальной сети LinkedIn, проведенное в 2025 г., обучение – самая востребованная стратегия для удержания людей. О том, что оно добавляет смысла работе, заявили 80% сотрудников, а 70% отметили, что если в компании есть учебные программы, то это улучшает отношение персонала к работодателю.
«Обучение персонала – не расходы, а инвестиция в бизнес-результаты. Оно поможет бизнесу выйти за привычные рамки и придумать стратегии для роста прибыли», – объясняет партнер центра развития управленческих компетенций AST Universe Герман Бажанов. По его словам, обучение формирует лояльность и вовлеченность сотрудников и создает условия для развития бизнеса.
Крупный бизнес предпочитает создавать собственные образовательные структуры – корпоративные университеты (КУ). «От учебных и тренинговых центров они отличаются системным подходом к развитию талантов, а также своей ролью центра внутренней экспертизы в передовых методах обучения», – объясняет заместитель директора Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ по корпоративному обучению Наталья Шумкова. В среднем годовой бюджет КУ составляет 1,1% от размера фонда оплаты труда в компании, или около 544,6 млн руб., указывает она.
Системная альтернатива
«КУ – это не просто вывеска, а целая инфраструктура, которая требует инвестиций, поддержки и обновления. Всегда ли эти затраты оправданны?» – задается вопросом основатель компании VIUM и преподаватель МФТИ и «Стартап академия Сколково» Дарья Приц и сама отвечает: такой вариант подходит далеко не всем. Компаниям в быстро развивающихся сферах (медиа, IT, финтех), где знания устаревают быстрее, чем обновляется программа КУ, нужны более гибкие решения, считает Приц. «Юнилевер Русь», например, создала вместо КУ гибкую экосистему, где каждый выбирает свою траекторию обучения, рассказывает директор по персоналу «Юнилевер Русь» Татьяна Сорокина. Одним нужны цифровые знания, другим – системное мышление, третьим – смелость для перехода в новую сферу. «Это человекоцентричный подход, где нет обязательных курсов, зато есть доверие к выбору каждого», – уточняет Сорокина. По ее словам, «Юнилевер Русь» создает среду для непрерывного обучения: с первого дня сотрудник начинает учиться и на вводной встрече с наставником намечает цели развития.
Похожий подход применяет ITгигант «Яндекс». Компания решила создать развивающую среду для профессионального и личностного роста, нанимая лучших на рынке специалистов, объяснили в прессслужбе компании. Здесь предпочитают механики обучения, которые предполагают прямой обмен знаниями между опытными сотрудниками и новичками. Формальное обучение в «Яндексе» тоже есть: например, обязательные для всех сотрудников курсы по деловой этике, защите персональных данных, а также сотни курсов с наставниками на собственной платформе дистанционного обучения.