«Спонсоров важно вовлекать в процесс»
В баскетбольной Единой лиге ВТБ выступает 12 клубов, и только один из них возглавляет женщина – Татьяна Кочарян. «Ведомости. Спорт» поговорил с ней о развитии молодых игроков, оптимизации расходов и повышении посещаемости

Татьяна Кочарян – еще под девичьей фамилией Щёголева – собрала завидную коллекцию наград в баскетболе: две бронзы Олимпиад, два серебра чемпионатов мира, два золота Евро и несколько клубных трофеев. Завершив карьеру к началу 2010-х, Татьяна переключилась на менеджерскую работу. В 2013-м при ее активном участии создавался новый клуб – МБА (Московская баскетбольная ассоциация). Поначалу Татьяна отвечала в проекте за женское направление, а с 2021-го стала президентом клуба в целом.
Уже третий сезон мужская команда МБА-МАИ играет в Единой лиге ВТБ, сохраняя верность изначальной концепции – обходиться без легионеров. Клуб делает ставку на молодых воспитанников московских спортшкол, а при поиске более опытных игроков отдает предпочтение россиянам. В сезоне 2024/25 команда уже взяла бронзу Кубка России и имеет хорошие шансы попасть в плей-офф Единой лиги ВТБ. Накануне решающих матчей «Ведомости. Спорт» поговорил с Кочарян о спонсорских доходах, тратах на молодежь и работе со зрителями.
«Вовлеченность – ключевой фактор в работе со спонсорами»
– Перед стартом сезона 2024/25 вы ставили задачу войти в топ-6 – чем были обоснованы эти амбиции?
– Цели, пусть даже немного завышенные, нужны всем – без них сложно достигать результата. А топ-6 вполне реальный план – наш клуб уже добивался этого в дебютном сезоне. Мы верим в нашу команду и идею.
– А бюджет вырос адекватно задачам?
– В сезоне 2023/24 у нас было 379 млн руб. Время сейчас непростое, поэтому мы не торопимся увеличивать расходы, а оптимизируем их ради стабильности в спортивном и финансовом плане. Оптимизация – это не экономия, а эффективное распределение ресурсов без снижения спортивных амбиций.
– Из отчета Единой лиги ВТБ следует, что МБА-МАИ в сезоне 2023/24 заработал 357 млн руб. на спонсорах – это лучший показатель вне команд топ-4. В чем секрет успешной работы с партнерами?
– В этом вопросе очень важна вовлеченность: наши партнеры и спонсоры – в первую очередь люди. Многие из них изначально не разбирались в баскетболе – мы их погрузили в эту среду. Они ходят на матчи, интересуются деталями. Спонсоров важно вовлекать в процесс: просто просить деньги без контекста бесперспективно. Когда человек видит цели, разделяет наши идеи – это другой уровень сотрудничества.
Без спонсорства существование клуба невозможно, мы постоянно над этим работаем. В Москве высокая конкуренция: кроме двух баскетбольных команд, здесь представлены волейбол, футбол, хоккей и другие виды спорта, за спонсоров приходится бороться.