Роботы против дефицита
Государство и бизнес активно инвестируют в роботизацию. Это может помочь решить проблему дефицита кадров, но создает спрос на новые профессии

Российской промышленности не хватает порядка 1,9 млн специалистов, из них около 500 000 – с высшим образованием, примерно 1,4 млн – с профессиональным, подсчитал Минпромторг. При этом в ближайшие шесть лет правительство направит более 136 млрд руб. на роботизацию промышленности – для того чтобы автоматизировать рабочие процессы на фоне нехватки персонала, сообщал в апреле министр промышленности и торговли Антон Алиханов. Опрошенные «Ведомости. Промышленностью и инфраструктурой» эксперты не ожидают полной автоматизации производства в России, но предупреждают, что многие профессии могут исчезнуть.
Роботы соседствуют с людьми
По данным Минпромторга, уровень роботизации в России в 2024 г. достиг показателя в 29 роботов на 10 000 человек. По планам правительства, к 2030 г. он должен вырасти до 145 роботов, что позволит России войти в топ-25 стран по плотности роботизации.
Пока Россия сильно отстает от стран – лидеров в этой сфере. Как следует из ежегодного аналитического отчета World Robotics 2024, который в ноябре 2024 г. опубликовала профильная ассоциация International Federation of Robotics (IFR), мировым лидером по уровню роботизации является Южная Корея – количество роботов в этой стране достигло 1012 на 10 000 сотрудников. Иными словами, Южная Корея уже заменила роботами каждого десятого работника. На втором месте в рейтинге IFR – Сингапур (770 роботов на 10 000 сотрудников), на третьем – Китай (470 роботов).
На положение России в этой сфере во многом влияет нехватка профессионалов. По данным консалтинговой компании «Технологии доверия», дефицит специалистов, работающих с инструментами на базе искусственного интеллекта (ИИ) в промышленности, к 2030 г. составит от 2 млн до 3 млн человек.
Лидер практики технологического консультирования ДРТ Тимофей Хорошев обращает внимание, что сейчас общемировым трендом является отсутствие всеобщей роботизации промышленности. Исполнительный директор ELMA Наталия Долженкова поясняет, что существуют два уровня автоматизации. «Первый уровень – физика: станки, роботы, линии. На этом уровне не хватает людей, и сюда сейчас активно инвестируют. Второй уровень – процессы, управление всеми потоками производства», – говорит она.
По оценкам инженерной компании «Уралэнерготел», уровень автоматизации в российской промышленности составляет 60–70%. Наиболее автоматизированными являются предприятия ТЭКа и металлургии – их уровень автоматизации достигает 85–90%, отмечает коммерческий директор Roxit (входит в ГК «Корус консалтинг») Антон Колосов. Такие компании используют многоуровневые автоматизированные системы управления технологическим процессом (АСУ ТП), системы SCADA (Supervisory control and data acquisition – система диспетчерского управления и сбора данных, используется для автоматизации технологических процессов, мониторинга оборудования и оперативного управления), MES (Manufacturing execution system – система управления производственными процессами), цифровые двойники (виртуальная модель физического объекта, системы или процесса, которая отражает его поведение и характеристики в реальном времени), перечисляет он.
Металлургическая отрасль, действительно, прогрессивна, при этом ей есть куда стремиться – потенциал автоматизации еще достаточно большой, отмечает представитель «Северстали». По его словам, на объектах компании на площадках Череповецкого металлургического комбината и «Северсталь-метиза» работают 15 робототехнических комплексов: маркировщики, уборщики гартцинка (отход металлургического производства), роботы для плазменной резки, подготовки проб, роботизированной сварки, укладки паллет. В этом году компания начала внедрение еще 16 комплексов и рассчитывает завершить его в 2026 г. Это роботы для роботизированной сварки, удаленного управления кранами, контроля качества и исключения смертельных рисков, поясняет собеседник «Ведомости. Промышленности и инфраструктуры». Кроме того, «Северсталь» тестирует мобильных роботов для переноски грузов – это, например, робособака, робот-штабелер и т. д. В 2025 г. компания инвестирует в роботизацию 500 млн руб., рассказал представитель «Северстали».