Чтобы не отсвечивали рядом, лучше буду один в темном царстве? Не-е-ет!

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Наталья Павленкова: «Может, я артистка не самая лучшая, но так, как я, не сыграет никто»

Марина Порк

Фото: Дмитрий Постнов/Niko Nikolas

«Как-то пожаловалась Теодоросу: вот, репетирую Шекспира со студентами, не знаю, что получится. Он ответил: «Ты не знаешь? Да все ты понимаешь. Помни только, в трагедии один закон — никогда не разговаривай со зрительным залом. Забудь, только с Богом!» А мы же всегда стремимся повернуться лицом к зрителю. Простая, казалось бы, вещь, но так переворачивает все у тебя внутри — тело, мозги, подачу».

— Наталья Николаевна, не так часто вы соглашаетесь дать интервью. Поэтому начну с вопроса о том, как решили стать актрисой.

— Все остальное получалось у меня хуже, хотя пыталась заниматься разными вещами. Я родилась в городе Горьком, теперь это Нижний Новгород. Сначала мама привела меня в бассейн, я там страшно мерзла и очень хотела есть. От бассейна вскоре отказалась и пошла на гимнастику. После первой тренировки мышцы болели так, что подумала: зачем мне это надо, сколько еще ходить на цыпочках, чтобы освоить красивые упражнения? Ушла. Через какое-то время попросилась в кружок рисования. Там сразу стало ясно, что я рисую хуже всех. Понимала: надо искать что-то другое.

И в итоге пришла в школьный драмкружок — так, стихи почитать. Его вела старшеклассница, и что-то она во мне разглядела, сказала: «Я должна отвести тебя к своему педагогу во Дворец пионеров». И тут я наконец-то вошла в свою реку. Руководитель театральной студии Лариса Николаевна Лебедева сразу задействовала меня в сказке, нас тогда еще и показало горьковское телевидение. Поскольку Лариса Николаевна преподавала сценическую речь в нашем театральном училище, предложила: «Давай, детка, готовиться к поступлению». Я с большим энтузиазмом взялась за дело, но в глубине души сомневалась: где я, а где театральное училище? Актерская профессия для людей из каких-то других семей, моя — очень простая.

Наталья Павленкова в спектакле «Сны Евгении», Театр имени Станиславского, 1989 год. Фото: Н. Звягинцева/из архива Электротеатра Станиславский

— Чем занимались ваши родители?

— Мама в основном домом, периодически где-то подрабатывала: шла то пол помыть в библиотеке, то посидеть в лифтерке. На ней были дом, мой младший брат Миша, я. В мамины обязанности входило пироги печь, готовить, убирать, огород копать на наших сотках. Папа работал водителем на лесовозе, потом окончил техникум, руководил мелиорацией в совхозе в пригороде.

Когда я объявила родителям, что намерена поступать в театральное училище, они сразу сказали решительное «нет»:

— Ты чего, Наташа, какое театральное?

Тогда я выдала угрозу:

— Если вы меня не пустите, уеду на БАМ.

Это прозвучало настолько убедительно, будто в свои 15 лет сбегу в стройотряд, что папа с мамой сдались. Мама сказала:

— Да пусть идет, кто ее туда примет?

— С чем поступали?

— Поскольку я тогда была худая, маленькая, с торчащими коленками, читала стихотворение Агнии Барто: «Было лето, пели птички... Павлик ехал в электричке», а еще монолог Наташи Ростовой и басню «Две собаки» — небогатый репертуар. Помню, как члены приемной комиссии засмеялись, обрадовалась: наверное, они видят во мне способности. Один спросил:

— А кто твоя любимая артистка?

И я, такой щенок с бантиками, выпалила:

— Нонна Мордюкова!

Им стало еще смешнее, и меня приняли. А Мордюкова по сей день остается для меня недосягаемой вершиной, мощнейшим талантом.

Наталья Павленкова и Борис Разживин в спектакле «Процесс», Театр имени Станиславского, 1990 год. Фото: Н. Звягинцева/из архива Электротеатра Станиславский

— Как вас видели ваши мастера?

— Руководил курсом мой любимейший Борис Абрамович Наравцевич, не бывает дня, чтобы я о нем не вспоминала. Вторым педагогом стала Рива Яковлевна Левите, мама Жени Дворжецкого. С Женей мы дружили с детства, он прибегал за меня болеть, когда поступала, а я не смела спросить, как его мама высказывалась о моих способностях, считала, что неприлично.
Меня педагоги видели инженю, молодой героиней. На втором курсе я уже выходила на сцену горьковского ТЮЗа, где Борис Абрамович был главным режиссером. Там поставили мюзикл «Дюймовочка», где я играла заглавную героиню, со страху пела, семь потов с меня сходило. Смеюсь над собой: я не певица вообще, не такая, как моя подруга Оля Лапшина, я и за столом промолчу. Но получается так, что постоянно получаю роли, где приходится петь. Нашими дипломными спектаклями стали «Пять вечеров» и «Обыкновенное чудо», где я играла принцессу, а мой прекрасный партнер Андрюша Ильин — Медведя.

Вообще собрался очень сильный курс, нас правильно замесили педагоги. Мне было так приятно читать большое интервью Андрея, где он говорил, что лучшим в его жизни режиссером стал Борис Абрамович Наравцевич. Многие наши однокурсники работают в профессии: и Сережа Земцов в Школе-студии МХАТ, и Юра и Таня Шайхисламовы в театре «У Никитских ворот», и Андрей Шарков в БДТ...

После училища меня приняли в Горьковский академический театр драмы, проработала там полгода и ощутила перспективу: какие-то роли будут. А что дальше? Замуж, дети, шесть соток и квасить на зиму капусту? Я хотела расти, но поняла, что мне тут тесновато, надо ехать в Москву.

Мы с Андрюшей Ильиным ездили показываться в столичный ТЮЗ, два цыпленка с дипломами артистов, нам казалось, мы настолько хороши, что возьмут сразу. Театром тогда руководил Юрий Жигульский, и нас даже не пропустили дальше служебного входа: идите, мол, отсюда с богом.

Но в Горьковское театральное училище председателем экзаменационной комиссии приезжал ректор Школы-студии МХАТ Вениамин Захарович Радомысленский. На нашем курсе он выделил пять человек, меня в том числе, пригласил: «Приезжайте, Виктор Монюков набирает студентов, вы будете у него учиться». То есть дал гарантию, справку, что нас возьмут. Но Ильин и Шайхисламов отправились работать в Ригу, Ира Бурунова решила вообще не ехать: только закончили — и опять учиться? Меня это не пугало, учиться было весело. Тебя все любят, все хотят в тебе что-то отрастить, в голову вложить, радуются твоим успехам, все на тебе сконцентрированы. Сегодня цитирую своим студентам Островского: «Уж так меня никто любить не будет». Я за своими детьми так не следила, как за учениками: как он там вдруг задышал? В итоге ехать в Москву решились я и Сережа Земцов.

Наталья Павленкова и Алла Казакова перед спектаклем «Вакханки», Электротеатр Станиславский, 2022 год. Фото: О. Орловой, В. Кудрявцева/из архива Электротеатра Станиславский

— Как вы оказались в Щукинском училище? Почему не сложилось со Школой-студией?

— Потому что встречать меня на вокзал пришел Женя Дворжецкий. Он оканчивал первый курс Щукинского, мы крепко дружили. Встретил с юмором:

— Ну что, все-таки приперлась, Дунька, в Европу?

— Да, — говорю, — Дунька не Дунька, сейчас предъявлю свою справку и стану учиться в Школе-студии МХАТ.

— Какой еще МХАТ?! — сказал Женька. — Как это, я буду в «Щуке», а ты во МХАТе? Ты чего, у нас прекрасный педагог Катин-Ярцев набирает студентов, это лучшее, что может быть.

— А ничего, что мне придется поступать к нему на общих основаниях?

— А ты разве не поступишь? Короче, — говорит, — иди в свой МХАТ, я тебя туда не поведу.

А я не представляю, куда идти. Стою с чемоданом, с поезда, где ночь провела в плацкарте, и не знаю, как поступить. В итоге отправилась с Женькой в «Щуку». На прослушиваниях сидела Людмила Максакова, помню только красивую блузку и красивую женщину, с флером из какой-то другой жизни. Почитала ей. Она удивилась, что я дипломированная артистка, пошла, поговорила с Катиным-Ярцевым, он тоже меня послушал и сказал: «Приезжай сразу на третий тур». Так я стала студенткой Щукинского училища.

Юрий Васильевич никогда никого не выделял, на меня смотрел со своим фирменным хитреньким прищуром. Однажды бросил такую фразу: «Ну что, кошка, все гуляешь сама по себе?» До сих пор ее расшифровываю. И с огромной любовью и благодарностью вспоминаю своих преподавателей, особенно Владимира Владимировича Иванова и педагога по художественному чтению Аду Васильевну Пушкину.

Дипломный спектакль «Лисистрата», где я сыграла заглавную роль, поставил режиссер Андрей Мекке, который сегодня живет в Германии. Он был хорошо сделан, мы играли с удовольствием.

Наталья Павленкова в спектакле «Английская рулетка», Театр имени Станиславского, 2007 год. Фото: О. Орловой, В. Кудрявцева/из архива Электротеатра Станиславский

— Почему вас не взяли в Вахтанговский?

— Не только меня. По неизвестным причинам, потому что кто-то с кем-то не дружил, наш курс даже не показывался в Вахтанговский.

Ну а дальше «Лисистрату» пришел смотреть главный режиссер Московского Нового драматического театра Виталий Викторович Ланской. После спектакля сказал: «Я тебя беру».

— Как сложилась ваша творческая жизнь в театре?

— Ланской меня любил, ему все во мне нравилось, ему хотелось что-то со мной ставить. Чего обычно боятся в театре: если режиссер что-то предлагает или все время занимает тебя в своих постановках, значит, ты обязана его «отблагодарить». За всю свою жизнь я ни разу не столкнулась с харассментом, чтобы кто-то потребовал: на экран — через диван. Никогда!

Еще брали в Театр на Малой Бронной, но не сложилось: у меня не было московской прописки. Ланской выбил мне, как сейчас говорят, временную регистрацию. Прописали в общежитии театра неподалеку от железнодорожной станции Лось, выделили там комнату. Театр по сей день находится в конце Ярославского шоссе. Добираться туда сложно, метро до сих пор нет.

— Долго там проработали?

— Сезона четыре. Сложилась хорошая труппа, увы, сегодня многих уже нет с нами. Я рано стала хоронить своих друзей. Жизнь в эпоху перемен оказалась какой-то недолгой. Когда прочитала китайскую мудрость «Не дай вам, боже, жить в эпоху перемен», подумала, что не могу с этим согласиться: мне так интересно жить! У меня нет никакого негатива по отношению к лихим девяностым, мне нравится это время, когда стали открываться форточки и впускать свежий воздух. Никогда не думала, что смогу побывать в Австралии, Америке. Меня в Болгарию-то не пустили — не прошла парткомиссию, которой показалось, что я недостаточно глубоко освоила речи тогдашнего руководителя страны Тодора Живкова. А мне так хотелось поехать и привезти наконец себе приличные кроссовки и джинсы!

Мои друзья не погибали от бандитских пуль или передоза. Однокурсника Мишу Семенова, которому было всего 33, сразил инфаркт. Женя Дворжецкий разбился в автокатастрофе, Саша Ливанов, перебравшийся в Лондон, в 40 лет сгорел от онкологии, так же как Маша Зубарева и Ира Метлицкая... Помню их всех, таких лиц сегодня почти нет...

Наталья Павленкова в спектакле «Фантазии Фарятьева», Электротеатр Станиславский, 2022 год. Фото: О. Орловой/из архива Электротеатра Станиславский

— В связи с чем вы перешли в Театр имени Станиславского?

— Ланской ушел из Нового и забрал меня с собой. В Новом начались протесты, бунт случился не только во МХАТе. Виталию Викторовичу высказывали на собраниях труппы, будто довел театр до ручки и персонально виноват в том, что к нам никто не ходит. Он не стал оправдываться, держаться за место и уволился.

Главный режиссер Театра имени Станиславского Сандро Товстоногов пригласил его поставить спектакль. Ланской сказал:

— Хочу взять на главную роль артистку Павленкову.

Товстоногов возражал:

— У нас тоже есть хорошие артистки, попробуйте их.

Ланской попробовал и снова пришел к Сандро. Тот махнул рукой: «Ну ведите вашу Павленкову, посмотрим, что она за актриса». Посмотрел и предложил: «Приходите работать в наш театр».

— В свое время Наталья Варлей рассказывала, что этот театр, атмосфера в труппе оставили у нее самые негативные воспоминания. Как приняли вас?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова «О том, что Олег хочет открыть свой театр, он говорил еще когда был школьником», — вспоминают друзья Олега Ефремова

Воспоминания об Олеге Ефремове двух его друзей

Караван историй
Сусанна Георгиевская Сусанна Георгиевская

Сусанна Георгиевская была писателем редкой силы и редкой судьбы

Дилетант
Василий Ливанов: Василий Ливанов:

Интервью с киноактером и писателем Василием Ливановым

Караван историй
Как можно укрепить колени, уменьшить их скованность и ломоту с возрастом Как можно укрепить колени, уменьшить их скованность и ломоту с возрастом

Атрофия особенно сильно сказывается на коленях. Почему?

ТехИнсайдер
Лия Ахеджакова: Лия Ахеджакова:

Знаем ли мы Лию Ахеджакову?

Караван историй
«Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм» «Немцы после войны: Как Западной Германии удалось преодолеть нацизм»

Как тяготы послевоенного периода заставили немцев чувствовать себя жертвами

N+1
Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний Строительство на Марсе: как грибы и цианобактерии помогут развитию колоний

Для строительства на Марсе не понадобятся ракеты с рабочими материалами

ТехИнсайдер
Стремечко назвали идеальной костью для палеогеномного исследования Стремечко назвали идеальной костью для палеогеномного исследования

Почему при анализе древней ДНК нужно отдавать предпочтение стремечку

N+1
Конфликт как процесс изменения социальных ролей и нарушения личных границ Конфликт как процесс изменения социальных ролей и нарушения личных границ

Что такое конфликт и из чего он состоит?

Forbes
Как избежать ошибок на переговорах Как избежать ошибок на переговорах

Распространенные просчеты в оффлайн- и онлайн-переговорах и как их избежать

Inc.
«Важно запасть в душу потребителю» «Важно запасть в душу потребителю»

Как государство поддерживает экспортеров

Эксперт
«Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами «Профессия научила отстаивать свое мнение»: как женщины работают сварщицами

Как сварщицы борются со стереотипами и за что любят свою работу

Forbes
История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году История Амона Гета, жестокого коменданта концентрационного лагеря, который был казнен за свои преступления в 1946 году

Имя Амона Гета могло было быть навсегда забыто, если бы не «Список Шиндлера»...

ТехИнсайдер
«По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал «По-любому ты — брат мне»: почему «Бригада» — великий сериал

Феномен «Бригады», повлиявшей на индустрию и умы целого поколения

Правила жизни
На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации На Марсе будут расти дома: ученые придумали способ, который решит проблему колонизации

Как строить из того, что предлагает сам Марс?

Inc.
Closer Closer

Молодая команда Saro и Closer меняет гастросцену Петербурга и задаёт тренды

Собака.ru
У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды У берегов Сингапура нашли 3,5 тонны средневековой китайской посуды

С давних времен остров Сингапур выступал важным перевалочным пунктом для моряков

N+1
Отдых с детьми Отдых с детьми

Как отдохнуть с детьми и не сойти с ума?

Здоровье
Любви все возрасты покорны Любви все возрасты покорны

Встретить свою судьбу можно и после 60 лет: история Светланы Черновой

Лиза
Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры Во Франции раскопали детально проработанную голову палеолитической Венеры

Чем ученых заинтересовал один из артефактов на стоянке Амьен-Ренанкур-1

N+1
Как закатать асфальт Как закатать асфальт

Широкая асфальтовая перспектива: «Десна» выходит на дорогу

Эксперт
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Олимпиада, мать царя Олимпиада, мать царя

Почему античные историки так ненавидели мать Александра Великого — Олимпиаду?

Дилетант
Шоу продолжается Шоу продолжается

Эра Бернара Тапи в «Марселе»: взлёт, скандал и резкое падение клуба

Ведомости
«Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом «Без правил»: как спортивная драма о боксе дестигматизирует страх не стать чемпионом

«Без правил»: необычная и бессобытийная драма о спорте

Forbes
Соло-мама Соло-мама

Каких ошибок стоит избегать женщинам, которые растят детей в одиночку

Лиза
Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт! Что нужно помнить о DDoS-атаках и как от них защититься? Объясняет эксперт!

DDoS-атаки — орудие самых злостных хакеров. Как защитить свои устройства?

ТехИнсайдер
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках Доска объявлений: много ли теннисисты зарабатывают на спонсорских нашивках

Почему теннисисты не могут выглядеть, как облепленные логотипами гонщики

Forbes
Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки Пластик, металл, стекло: какая посуда подходит для микроволновки

Какая посуда безопасна для микроволновки, а от какой лучше отказаться?

CHIP
Открыть в приложении