История экранопланов в США

Популярная механикаHi-Tech

В тени Каспийского монстра: экранопланы США середины холодной войны

RU VDS

secretprojects.co.uk

Очень часто в дискуссиях любителей военной техники можно услышать обвинения в сторону одной страны в том, что та просто украла какую-то идею у другой страны. Любят в этом обвинять СССР и Китай, иногда заслуженно, а иногда по совсем надуманным причинам. Но бывает и США достаётся, один такой пример - экранопланы. Многие уверены, что их делали только в СССР. Люди, которые лучше знакомы с историей, всё равно считают, что работы в США начались как попытка "скопировать" советские достижения. Но, как всегда, всё гораздо интереснее и сложнее, а история американских экранопланов вполне самобытна.

Экранный эффект впервые был замечен на самолётах-амфибиях ещё в 20-х годах XX века. Правда, тогда он был больше и рассматривался как проблема при посадке, а не как интересная возможность. Тем не менее, проекты, предполагающие его использование, вполне существовали и у нас, и на западе. Кроме того, считается, что немецкая летающая лодка Dornier Do X могла использовать экранный эффект для уменьшения расхода топлива при полётах на малой высоте, хотя изначально в проект такой возможности заложено не было.

Проект советского экраноплана конструкции Павла Гроховского. secretprojects.co.uk
Проект британского экраноплана летающего крыла 1945 года. secretprojects.co.uk

Но дальше общих идей интерес к экранному эффекту не уходил, сказывалась очень малая изученность вопроса. Настоящее продолжение истории экранопланов прямо связано с историей другой необычной идеи - судов на подводных крыльях. В ходе их активных испытаний в 50-х в СССР под руководством Ростислава Алексеева было обнаружено, что между корпусом и водной поверхностью на больших скоростях образуется тот самый экранный эффект. А так как уже было ясно, что больше, чем на 150 узлов судно на воздушных крыльях не разогнать, Алексеев решил полностью отказать от любого контакта с водой при движении. Так и появились первые советские экранопланы.

1e71b323ef085c2cd435a4b87a1f08e6.jpg
В США путь к экранопланам так же частично лежал через подводные крылья, в том числе были проекты гидросамолётов на подводных крыльях, использовавших экранный эффект для упрощения взлёта. Патент US3139059

Это история привычная, описанная во множестве статей и книг. Бывает, что рядом упоминают и работы в США немецкого инженера Александра Липпиша. Он, как и Алексеев, занялся экранопланами в начале 60-х и так же смотрел на них, как на корабли, не самолёты. В будущем он видел огромные грузовые экранопланы, что заменят обычные корабли на торговых линиях. Правда, в отличие от советских коллег, направление, что избрал Липпиш для подобных идей, оказалось тупиковым. Для больших экранопланов он предлагал использовать короткое, вытянутое вдоль всего фюзеляжа крыло. На его концах располагались большие поплавки, помогавшие в создании экранного эффекта. Груз распределялся по фюзеляжу, крылу и по поплавкам. Такая схема могла сработать - но только на очень больших экранопланах и с очень мощными двигателями. Отработать её на малых прототипах было просто невозможно.

fe9f511e138e7f9811c244d31a0f6526.jpg
Проект 300-тонного экраноплана инженера Александра Липпиша. secretprojects.co.uk

Но одним Липпишем работы в США не ограничивались. Вот только если Липпиш и Алексеев делали экранопланы, то другие фирмы в США тогда в основном занимались экранолётами. Их главное отличие - возможность при необходимости летать, как обычный самолёт, используя экранный эффект только для экономии топлива для долгих полётов над морем. Эти работы финансировали ВВС и Флот США, в них активно принимало участие NASA. Самые первые проекты вообще предполагали скорее не чистое использование экранного эффекта, а создание настоящей воздушной подушки, нагнетаемой вентиляторами в крыльях. Но позже от этой идеи отказались и стали больше уделять внимания именно использованию экранного эффекта. Происходило всё это в конце 50-х годов, ещё до того, как и Алексеев и Липпиш занялись экранопланами.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как люди, сами того не замечая, массово уничтожают самых крупных рыб в мире Как люди, сами того не замечая, массово уничтожают самых крупных рыб в мире

Как морские магистрали нарушают среду обитания самых крупных рыб в мире

Популярная механика
Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль Этика беспилотников: как нельзя кодировать мораль

Что на самом деле делают, когда пытаются научить беспилотник морали

Популярная механика
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
Дети узнавали его чаще, чем Иисуса, а взрослые сжигали и расстреливали его фигурки: куда пропал Рональд Макдональд Дети узнавали его чаще, чем Иисуса, а взрослые сжигали и расстреливали его фигурки: куда пропал Рональд Макдональд

Клоун-маскот рекламировал McDonald’s с 1963 года, но в 2014-м исчез

VC.RU
Наполеон Великий Наполеон Великий

Как Наполеон завоевал Европу и изменил мир

kiozk originals
«Это смерть за мной приходила»: как самопрограммирование сводит нас в могилу «Это смерть за мной приходила»: как самопрограммирование сводит нас в могилу

Отрывок из книги «Фокус на жизнь» — глава о самореализующихся пропрочествах

Forbes
Как разблокировать телефон, если забыл пароль: 6 способов Как разблокировать телефон, если забыл пароль: 6 способов

Что делать, если вы забыли пароль или графический ключ от телефона

CHIP
«Обещаю оставаться для тебя загадкой»: Анна Седокова скрывает родителей от мужа «Обещаю оставаться для тебя загадкой»: Анна Седокова скрывает родителей от мужа

Янис Тимма еще не всё узнал о своей жене Анне Седоковой

Cosmopolitan
Не хочу идти на работу Не хочу идти на работу

«Не хочу идти на работу». Что с этим делать и как победить апатию

Лиза
Чем предпринимателю полезен родительский опыт Чем предпринимателю полезен родительский опыт

Как опыт в воспитании детей помогает эффективнее управлять компанией

Inc.
Серпом по скрепам Серпом по скрепам

О сериале «Полуночная месса» — хорроре о том, что не надо бояться

Weekend
Где кататься в России Где кататься в России

Мы провели инвентаризацию российских горнолыжных курортов

Men’s Health
Люди и портреты. Стоит ли злиться на Моргенштерна за слова о Дне победы Люди и портреты. Стоит ли злиться на Моргенштерна за слова о Дне победы

Даже среди патриотов казенщина о Дне Победы вызывает раздражение

СНОБ
«Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг «Я сгорала со стыда»: актриса Шанель Хэйес похудела на 60 кг

Шанель Хэйес (Chanelle Hayes) поделилась откровениями о проблемах с лишним весом

Cosmopolitan
Влюблена или так же несчастна? Что говорят о Джоли ее последние выходы в свет Влюблена или так же несчастна? Что говорят о Джоли ее последние выходы в свет

Анджелина Джоли практически не дает интервью и не общается с поклонниками

Cosmopolitan
Тироль первого плана Тироль первого плана

Тироль не зря называют сердцем Альп

Men’s Health
Осенние цветники Осенние цветники

Кандидатов в позднецветущие композиции набирается немало

Наука и жизнь
«У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе «У нас есть план А, план Б и план Х» Юлия Пересильд — о съемках в космосе

Юлия Пересильд рассказывает, как готовится к полету на МКС

РБК
Умные и глупые нации. Почему бедные страны так и остаются бедными Умные и глупые нации. Почему бедные страны так и остаются бедными

Почему бывшие колонии до сих пор относятся к самым бедным странам в мире?

СНОБ
Алексей Меркулов, Animaccord: «У нас с самого начала не было стратегии продавать контент» Алексей Меркулов, Animaccord: «У нас с самого начала не было стратегии продавать контент»

Коммерческий директор Animaccord — о популярности сериала «Маша и Медведь»

Эксперт
«В лесу много подводных камней» «В лесу много подводных камней»

Можно ли добиться углеродной нейтральности отказом от угля и высадкой деревьев?

РБК
Никто не любит пенсии Никто не любит пенсии

Граждане должны сами заботиться о собственном будущем

Эксперт
До «метавселенных» ещё далеко: три причины, почему До «метавселенных» ещё далеко: три причины, почему

Специалисты объясняют, почему «метавселенная» не так близко, как кажется

VC.RU
Боевые искусства Боевые искусства

Уровень красоты в Москве нулевых зашкаливал

Tatler
Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год Советская автомобильная иллюстрация: 1976 год

Необычная автомобильная подборка – из набора карманных календариков 1976 года

Популярная механика
Киноварь приглянулась древним жителям Иберии в эпоху энеолита Киноварь приглянулась древним жителям Иберии в эпоху энеолита

Широкое использование киновари прекратилось лишь в эпоху ранней бронзы

N+1
Одна вокруг света: преграды на пути в Колумбию и жизнь на яхте Одна вокруг света: преграды на пути в Колумбию и жизнь на яхте

142-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко

Forbes
Мобильные данные Мобильные данные

Сегодня мы заливаем в машину не только топливо, но и гигабайты информации

GQ
Честные истории женщин, которые отказались от молока. И не пожалели! Честные истории женщин, которые отказались от молока. И не пожалели!

Почему отказ от молока — это нормально? Истории наших героинь

Cosmopolitan

Автобиография легендарного редактора журнала Vogue

Esquire
Открыть в приложении