Для полного счастья
Продавцы воздуха. Инстаграм-гуру живут красиво: покупают дорогие машины, устраивают очень шумные вечеринки. И всегда рады за скромную или не очень сумму поделиться секретом успеха с подписчиками. Вот только те не очень-то богатеют. Что не так?
По данным «Яндекс.Кассы», средний чек на оплату тренингов, мастер-классов и коуч-сессий составляет около трех тысяч рублей, и это почти в три раза больше, чем люди обычно тратят при разовой онлайн-покупке одежды. Блогеры-миллионники для многих стали наставниками: они учат зарабатывать деньги, воспитывать детей, худеть, привлекать мужчин и даже заниматься самолечением. Успешный успех всегда привлекал людей, особенно в непростые времена. Вот и сейчас подписчики покупают бесконечные чек-листы, книги и марафоны желаний, хотя, кажется, пока никто из учеников не смог достичь высот своего инстаграм-гуру. Попробуем разобраться, почему инфопродукты от блогеров часто бывают неэффективны — и вместе с тем так желанны.
Откуда берутся эти?
С ростом популярности блогеров, предлагающих информационные продукты, в YouTube набирают известность каналы, которые разоблачают их деятельность: «Рындыч», «Телек Телек», «Ютубная». В этом списке и Катя Конасова. В ролике «Что нам продают в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)?» она делает обзор на чек-лист от Насти Ли «9 шагов к жизни мечты. Утро будущей миллионерши». Оказывается, файл за 249 рублей, способный кардинально изменить жизнь, содержит советы, которые вряд смогут впечатлить даже школьника. Сами оцените: среди секретных привычек миллионера — медитация на деньги, зарядка, фиксация планов на день и дневник благодарности. На своем сайте Настя Ли пишет, что посвятила его психологии и набрала уже больше 15 тысяч благодарных учениц. Окончила девушка факультет «Реклама и связи с общественностью». Высшего психологического образования не имеет.
«Рынок подобных инфопродуктов начал появляться в России примерно в 2016‑2018 годах, — вспоминает специалист по диджитал-маркетингу Павел Гуров, преподававший курс SMM в Высшей школе экономики и СПбГУ. — Именно тогда инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выстрелил и в нем появилась целая когорта лидеров мнений, которых до этого нигде не было. Они не селебрити, а некие инфлюенсеры, завоевавшие внимание людей с помощью розыгрышей, гивов и накрутки подписчиков. Без инсценирования в сторис реалити вроде «Дома‑2» тоже не обошлось».
Гайды, марафоны и чек-листы — все это результат вдохновения успехами западных мотивационных спикеров: Тони Роббинса и Гарри Ви. Но если Роббинс честно продает воздух, основной товар инстаграм-гуру — ложь. Такие коучи гарантируют нереалистичный результат: по их словам, буквально за пару недель можно стать востребованным специалистом или добиться исполнения желания, просто попросив об этом вселенную и запустив в небо воздушный шар.