В Стамбуле открывается Музей современного искусства от архитектора ГЭС-2 Ренцо Пьяно
В Стамбуле, в реконструированном пространстве старого султанского порта Галата, архитектор Ренцо Пьяно (среди его проектов — здание ГЭС-2 в Москве и Центр Жоржа Помпиду в Париже) выстроил новое здание Музея современного искусства. Официальное открытие музея намечено на 20 июня, но редактор культуры Forbes Яна Жиляева отправилась в столицу Турции, чтобы заранее изучить, как устроено арт-пространство.
Большая белая абстракция Тони Крегга, установленная перед входом в новый Музей современного искусства Стамбула, отбрасывает тень. На ступеньках входной лестницы, в тени Крегга, лежит, помахивая лапами во сне, бродячая собака. Посетители музея на входе замедляют шаг, чтоб не нарушить ее сон. В этой бытовой сцене — характерный Стамбул. А в архитектуре и устройстве музейного пространства — типичный, поэтичный и супертехнологичный, архитектор Ренцо Пьяно.
Официальное открытие музея назначено на 20 июня. Но Istanbul Modern Art уже вовсю принимает посетителей. 300 турецких лир за вход (около 1200 рублей) — и трехпалубный дом-корабль, выстроенный Ренцо Пьяно на набережной порта в Галате, дает доступ к своим сокровищам.
Долгожданное открытие музея (строительство нового здания началось в 2018 году и по планам должно было завершиться через три года) — торжественный финальный аккорд, по сути философский итог технически-архитектурному прорыву, осуществленному в порту Галата в последние несколько лет богатейшей турецкой семьей Эджзаджыбашы. Холдинг Eszacibasi Group объединяет почти 50 предприятий, в которых трудятся 13 500 человек. Помимо наследственного фармацевтического бизнеса, семья развивает производство строительных материалов, товаров массового потребления, владеет компаниями в горнодобывающей промышленности, инвестирует в IT-технологии и в недвижимость. Eszacibas принадлежат бренды Vitra, Burgbad, Villeroy and Boch.
Galataport — девелоперский проект Eszacibasi Group. Открытый осенью 2021 года, Galataport — это 400 000 м² застройки, набережная длиной 1,2 км, отель Peninsula на 177 номеров, шопинг-центр на 250 бутиков, — возведенные на месте заброшенного 200 лет назад порта. Теперь Galataport — первый в мире поземный порт для круизных судов, способный обслуживать 15 000 пассажиров в день и 25 млн в год.
Для того, чтобы не загораживать вид и скрыть от глаз здания таможенного и паспортного контроля, авторы проекта придумали тротуар-забор. Когда в порту Галаты швартуется круизный лайнер, плиты тротуара как забор поднимаются на 90 градусов, разделяя набережную пополам. Под забором открываются пандусы, которые ведут к таможенному и паспортному контролю. По словам члена исполнительного совета Galataport Эрдема Таваса, порт, построенный не у моря, а непосредственно в море, заставил разработчиков немало попотеть, решая технические проблемы, зато избавил девелоперов от проблем с археологами, которые вечно преследуют строителей в таких древних городах как Стамбул или Рим.
Когда круизные корабли уходят, забор опускается, вновь превращаясь в часть тротуара, доступ к пандусам автоматически блокируется, а набережная становится вдвое шире. Вечером на плитах-трансформерах загорается подсветка в форме кружочков разной величины: то ли звезды, то ли светлячки. По мнению нью-йоркского архитектора Джеймса Рэмси, основателя RADD studio, создателя подземного парка Lowline, идея затопить портовые терминалы в море — новый уровень развития урбанизма, пример умного практичного решения, уважения к городской среде, ее культурному и природному наследию.
Мастер-план порта был разработан компанией Dror+Gensler, над фасадами работали архитекторы Танжу Азельгин и Ариф Озден из TO studio, дизайн и интерьер подземного терминала создан BEA Architects и Autoban. По данным источников, инвестиции Eszacibasi в проект составили $1,8 млрд.