Lego, Barbie и Hot Wheels: как работают инвестиции в игрушки
«РБК Стиль» разбирается, зачем взрослые по всему миру скупают конструкторы, машинки и кукол, что повышает ценность игрушек и сколько стоят самые дорогие из них
«Инвестировать в Lego прибыльнее, чем в золото» — с таким резонансным заголовком в ведущих мировых СМИ в 2021 году вышли заметки о росте стоимости игровых наборов на вторичном рынке. В основу легло исследование Высшей школы экономики «Lego: игрушка умных инвесторов», опубликованное в журнале Research in International Business and Finance. Сотрудники НИУ ВШЭ изучили цены на 2322 набора Lego, выпущенных с 1987 по 2015 год, и пришли к выводу, что вложения в конструкторы превосходят акции, облигации, золото, а также такие альтернативные инвестиции, как искусство и вино, принося среднюю доходность не менее 11% в год. С этого момента любители собирать Lego посмотрели на свое хобби по-другому, ведь речь в исследовании шла исключительно о запакованных наборах.
Ностальгия продает
Все это открыло новую планету скорее для широкой аудитории, нежели для комьюнити, выстроившегося вокруг Lego за почти 75 лет существования компании и мониторящего цены на конструкторы на ежедневной основе. В зарубежной прессе есть множество историй о тех, кто разглядел инвестиционный потенциал Lego задолго до того, как это стало мейнстримом. Среди них — Шон МакКонвилл, который за последние несколько лет потратил на покупку наборов около $400 тыс. и ждет возможности перепродать их, когда спрос на рынке превысит предложение.
Интересно, что изначально Lego для него было способом не преумножить капитал, а сбежать от реальности: МакКонвилл собирал конструкторы вместе с детьми, чтобы отвлечься от смерти жены. «В процессе ты просто забываешь о своих проблемах, а когда завершаешь строительство, очень гордишься собой. «Это я построил! Я! Смотрите!» — рассказывает, улыбаясь, он.
Эскапизм влияет на желание собрать Lego, в то время как ностальгия заставляет его приносить прибыль. «Наборы выпускаются уже несколько десятков лет и имеют взрослых поклонников. Разумно предположить, что чем больше времени прошло с момента изготовления конструктора, тем больше он будет цениться как классический образец или ностальгический предмет», — комментируют авторы исследования ВШЭ.
Зачастую, впрочем, ностальгию вызывает не сам конструктор, а то, чему он посвящен. Так, в пятерку самых доходных Lego вошли фигурки из «Звездных войн» — в виде дроида TC-4 (502% роста) и Ревана (613%). Кроме того, ВШЭ отмечает рост цен на наборы «Сокол Тысячелетия», «Звезда Смерти II» и «Имперский звездный разрушитель» из той же вселенной.
Владислав Пономарев, обладатель 850 наборов Lego и автор канала «Лего Малефик» в «Дзене», также советует потенциальным инвесторам присмотреться к тематическим конструкторам, которые выходят в поддержку культовых фильмов и сериалов. «Именно они дорожают сильнее всего», — подтверждает он. Помимо «Звездных войн» это «Властелин колец», «Друзья» и «Очень странные дела» — у проектов огромные армии фанатов по всему миру, и игрушек попросту на всех не хватает. Самому же Пономареву нравятся конструкторы, посвященные «Гарри Поттеру», «Аватару» и «Индиане Джонсу», а также те, где есть «интересные фигурки зверей», — именно их он старается приобретать по мере выхода.
Самыми же ценными экземплярами в своей коллекции автор «Лего Малефик» называет «Добро пожаловать в Апокалипсбург» в виде деконструированной Статуи Свободы и раритетный «Форт Легоредо». Первый на момент релиза в 2019 году стоил около $300, а сейчас на вторичном рынке за него просят от $650 до $1000. Охотиться за этим набором коллекционеров, по словам Пономарева, заставляют уникальные мини-фигурки и оригинальный внешний вид. Но для того, чтобы определить, какой из нетематических Lego обернется выгодой в дальнейшем, нужны опыт, сноровка и хорошее знание рынка — в этом плане разницы между альтернативными и традиционными инвестициями нет.
Деньги в коробке
Ограниченность тиража — еще один фактор наряду с ностальгией, который влияет на инвестиционную привлекательность игрушек. Однако в случае с Lego, говорит Пономарев, каждый набор становится лимитированным. «В среднем заводы производят каждый артикул год-два. После снятия с производства устаревшие артикулы стараются распродать со скидками, а затем некоторые наборы начинают дорожать, так как интерес к ним есть, а новых товаров нет». Собственно, это win-win-ситуация для инвесторов, приносящая наибольшую выгоду: купить конструктор на распродаже, оставить его на хранение в коробке и затем, как Шон МакКонвилл, дождаться превышения спроса над предложением.
Однако зачастую ждать приходится не один, не два, а пять-десять лет, что заставляет многих считать крупные инвестиции в Lego не самым удачным решением. «За этот срок акции или вклады принесут вам гораздо больше денег», — объясняет автор «Лего Малефик». Тем не менее, вложение можно рассмотреть как диверсификацию активов, если купить наборы и забыть о них. «Так, как минимум, можно избежать инфляционных рисков».