«Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи»
Ученые нередко дают только что открытым видам животных и растений имена тех, кого хотят прославить или опорочить. Таким образом ученые решают личные разногласия, признаются в любви и чтят память малоизвестных ученых, путешественников и любимых музыкантов. В книге «Усоногий рак Чарльза Дарвина и паук Дэвида Боуи» (издательство «Альпина нон-фикшн»), изданной в переводе Константина Рыбакова, канадский биолог Стивен Хёрд рассказывает, почему возникла такая практика и как появились паук Дэвида Боуи, муха Бейонсе и медуза Фрэнка Заппы. N + 1 предлагает своим читателям познакомиться с отрывком, посвященным истории названия улитки Spurlingia excellens в честь сборщика раковин Уильяма Сперлинга.
Сперлингия: улитка для безвестных
В жарких сухих редколесьях Северного Квинсленда в Австралии живет маленькая, коричневатая, мало кому известная и (для большинства людей) ничем не примечательная сухопутная улитка Spurlingia excellens. Это один из десятка австралийских видов, которые в 1933 году отнесли к роду Spurlingia. Ни одно другое научное название не имеет общего корня со словом Spurlingia. Было бы весьма удивительно, если бы это слово было как-то связано с морфологией улитки, потому что такие названия, как правило, повторяются снова и снова (названия, наверное, тысяч видов образованы, например, от слова rubra, что по-латыни значит «красный»). Но слово Spurlingia не имеет ничего общего с морфологией. Да и в ее языке (по-латыни lingua) ничего особенного нет. На самом деле «сперлингия» — это очередное название, данное в честь человека, как вы уже, без сомнения, догадались,раз оно включено в эту книгу. Кто такой Сперлинг и что может это уникальное название рассказать о науке и о людях, которые придумывают названия видам?
Названием «сперлингия» мы обязаны Тому Айрдейлу (1880–1972). Айрдейл с самого детства увлекался естествознанием и был страстным любителем птиц, но университетского образования не получил. В юности Том отличался слабым здоровьем, у него даже подозревали туберкулез, и в возрасте 21 года он покинул семью и родную Англию и отправился в Новую Зеландию в поисках более благоприятного климата. Возможно, климат сделал свое дело или просто помогла смена обстановки, но силы к нему вернулись. Он устроился работать клерком, а в свободное время бродил по округе и изучал естественную историю Новой Зеландии. Друзья, сопровождавшие его в этих походах, заинтересовали его улитками (влияние сверстников не всегда бывает пагубным). Через шесть лет работа в новозеландской компании, видимо, совсем ему наскучила, потому что в 1908 году он присоединился к экспедиции на Кермадек — субтропический архипелаг, расположенный в 1000 километрах к северо-востоку от Новой Зеландии. Айрдейл провел там 10 месяцев: изучал птиц (а также охотился на них ради еды) и собирал улиток. Так закончилась его деловая карьера и началась, несмотря на отсутствие университетского диплома, новая жизнь в качестве ученого.
Следующие два десятилетия Айрдейл мотался по всему миру и в конце концов обосновался в Сиднее, где устроился помощником в отделе моллюсков в Австралийском музее. Вскоре он стал конхологом музея (главным хранителем коллекции улиток и других моллюсков) и провел там 20 лет за сбором, изучением и описанием моллюсков и птиц Австралазии. Он писал так много, что для экономии времени не ставил точки над i и не перечеркивал t. За свою карьеру он опубликовал больше 400 работ и дал названия примерно 2600 видам и родам, включая Spurlingia. Учитывая такую продуктивность его научной деятельности, нет ничего удивительного в том, что в честь Айрдейла названа целая коллекция видов — десятки моллюсков и немалое число птиц носят видовые названия вроде iredalei. Среди птиц, например, есть австралийская шипоклювка Айрдейла (Acanthiza iredalei), пернатый аналог сперлингии — мелкая бурая птичка, интересная только самым увлеченным любителям птиц. И все же это название по-своему почетно.
В названии сперлингии Айрдейл решил почтить память всеми забытого сборщика раковин и других образцов, которого звали Уильям Сперлинг. Неприметная улитка, названная в честь скромного сборщика, — звучит скучно, но на самом деле история Сперлинга совсем не такая. В ней есть чему поучиться.
Уильям Сперлинг был косвенно связан с великим орнитологом викторианской эпохи Джоном Гулдом, который оставил заметный след в истории XIX века. Гулд до сих пор широко известен (по крайней мере, среди биологов) по двум причинам. Во-первых, он выпустил серию блестящих монографий о птицах, например «Птицы Австралии», «Птицы Великобритании», «Птицы Европы» и «Птицы Папуа — Новой Гвинеи». Во-вторых, именно Гулд как куратор музея Лондонского зоологического общества получил коллекции птиц, собранные Дарвином во время путешествия на корабле «Бигль», и определил многие виды. Среди них были и знаменитые вьюрки с Галапагосских островов, которых мы сегодня называем дарвиновыми вьюрками. Именно Гулд, а не Дарвин понял, что эти птицы были близкородственными, несмотря на явные различия в форме клюва, кормовом поведении и других признаках. Дарвин считал все эти образцы смесью из черных дроздов, вьюрков и других птиц, а истинное значение их сходства и различия он осознал лишь много позже, после того как их определил Джон