Как инженер из Саратова создал компанию на рынке водородной авиации и привлек $10 млн
Алексей Иваненко начинал свою карьеру менеджером по рекламе в «Роснано», а с 2018 года он — сооснователь и глава разработчика водородных топливных элементов для авиации HyPoint. Как его компания заключила контракты на $14 млн во время пандемии, открыла офис в Кремниевой долине и стала партнером старейшего в мире производителя вертолетов в США Piasecki Aircraft?
«Есть заблуждение, что стартап — это двое молодых парней, которые после института от безделья придумали новый проект», — говорит 38-летний сооснователь и гендиректор компании HyPoint Алексей Иваненко в интервью Forbes по Zoom. В HyPoint, которая разрабатывает системы водородных топливных элементов с нулевыми выбросами углекислого газа для воздушного транспорта, шесть сооснователей. Самому старшему из них 66 лет. «Я самый младший, поэтому гендиректор компании: кто помоложе должен нести этот груз», — смеется Иваненко. Офисы HyPoint находятся в Великобритании и США, поэтому Алексей в течение года перемещается между этими странами — ведет переговоры с потенциальными клиентами и инвесторами.
С момента основания в январе 2018 года HyPoint привлекла $10 млн инвестиций и заключила контракт с одной из старейших вертолетостроительных компаний США — Piasecki Aircraft Corporation. Еще один клиент HyPoint — проект по созданию водородных двигателей для самолетов ZeroAvia россиянина Валерия Мифтахова, который привлек инвестиции миллиардеров Билла Гейтса и Джеффа Безоса.
Стиль жизни
Иваненко родом из Саратова, он учился на инженера в Саратовском государственном техническом университете. После окончания пятого курса в 2005 году он решил остаться в аспирантуре, чтобы защитить кандидатскую диссертацию по электрохимии.
В 2007 году он переехал в Москву и устроился менеджером по рекламе в «Роснано», которой тогда руководил Леонид Меламед, а затем работал в ХК «Композит». «Мне не нравился мой стиль жизни, я тогда весил 146 кг», — вспоминает Иваненко. Как-то раз коммерческий директор «Композита» в разговоре спросил Иваненко, чем тот хочет заниматься через пять лет. Алексей ответил, что не знает, но этот вопрос заставил его задуматься о своем будущем. Он сел на диету и начал учить английский язык — захотелось стать менеджером в американской компании и «продавать крутые продукты».
Через полгода он пришел на собеседование с директором крупнейшего в мире производителя композитов из стекловолокна Owens Corning в России Дмитрием Сакелариди. Когда Сакелариди спросил Иваненко, почему именно он должен получить работу в Owens Corning, Алексей ответил, что умеет ставить цели и достигать их. Сакелариди заявил, что эту фразу на собеседовании говорит каждый третий кандидат. Тогда Иваненко достал свое фото, сделанное за шесть месяцев до собеседования — с того момента он уже похудел на 50 кг. Преображение Иваненко так впечатлило Сакелариди, что на следующий день он прислал потенциальному кандидату офер на позицию регионального менеджера по продажам Owens Corning в России и СНГ.
Работая в Owens Corning Иваненко понял, что он по натуре бизнесмен: ему нравилось строить отношения с клиентами, ставить цели и добиваться результата. За пять лет в американской компании он разработал и реализовывал план продаж на более чем $8 млн в год, следует из его профиля в Linkedin. Спустя пять лет, в 2014-м, Иваненко перешел на должность менеджера по работе с ключевыми клиентами в России и СНГ американской промышленной корпорации 3М, где реализовывал проекты с «Газпромом» и «Транснефтью».
В 2017 году, когда Иваненко уже уволился из 3М, он познакомился с основателем фонда Phystech Ventures Петром Лукьяновым. Его фонд, который управляет деньгами известных физтехов, занимался исследованиями в сфере топливных элементов на водородной основе. Одна из компаний в портфеле — AT Energy, вела научно-исследовательские работы в этой области. Иваненко решил присоединиться к стартапу, так как видел «в технологии коммерческий потенциал даже без участия государства, что было редкостью в России».
Спустя полгода часть сотрудников этой компании, в том числе и Иваненко создали новый стартап — BM-Power, который позже был переименован в HyPoint. В начале стартап занимался разработкой технологии низкотемпературных мембран для топливных элементов, которая позволяла увеличивать время полета дронов и уменьшать их массу, однако в России компания не нашла никого, кто бы заинтересовался такой инновацией.