«Живое всегда найдет способ прорасти»: что будет с российским независимым театром
После закрытия «Гоголь-центра» и кадровых перестановок в индустрии Forbes Life поговорил с пятью российскими режиссерами — о том, что ждет российский независимый театр в новых экономических, политических и социальных условиях
В последние месяцы российская театральная сцена претерпевает серьезные изменения. Почти сразу после объявления о начале «спецоперации»* на Украине Елена Ковальская, директор Центра имени Всеволода Мейерхольда, объявила, что покидает свою должность «в знак протеста». 12 апреля Анатолий Полянкин, ректор Высшей школы сценических искусств, уволил Константина Райкина с поста художественного руководителя из «Театральной школы Константина Райкина». 6 мая лишился должности режиссера Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова и Римас Туминас — это произошло после того, как в сеть попал ролик, где Туминас озвучил свою позицию, идущую вразрез с государственной.
В конце прошлого месяца Департамент культуры Москвы объявил о кадровых перестановках в московских театрах. В частности, «Гоголь-центру», «Современнику» и «Школе современной пьесы» назначили новых художественных руководителей. А уже 30 июня труппа «Гоголь-центра» последний раз выступила под управлением Алексея Аграновича со спектаклем «Я не участвую в войне» по произведениям Юрия Левитанского — проект «Гоголь-центр» официально прекратил работу. Свои прогнозы о будущем театральной индустрии в России Forbes Life дали пять независимых режиссеров.
Федор Елютин, основатель независимой театрально-продюсерской компании «импресāрио»:
Об острых темах важно и нужно говорить, но я не знаю как — и у меня нет готового решения. Нужно изобретать новые методы и способы. Я считаю, в России может существовать независимый театр. И проект «импресāрио» — наглядное тому доказательство. Ситуация, в которой мы сегодня находимся, достаточно сложная и нестабильная. Но вместе с тем это вызов. Всегда нужно быть включенным, придумывать что-то, находить новые решения.
Да, немецкая театральная группа Rimini Protokoll забрала у нас лицензию на показ Remote Moscow (интерактивный спектакль в формате путешествия по Москве. — Forbes Life), и пока что планов на сотрудничество с другими европейскими компаниями нет. Когда они появятся, не знаю, будем наблюдать. Сейчас мы сосредоточили все внимание на своих спектаклях: «Пой, танцуй», «Bingo Show» и «Мы выйдем с тобой погулять в лес». Кроме того, у нас появился ряд заказчиков, представителей бизнеса, и мне кажется, за ними будущее нашего проекта — потому что это и другой чек, и другая степень вовлеченности.
С каждым днем остается все меньше инструментов для продвижения проектов через соцсети, и работать по билетам, как раньше, становится все сложнее. Но будем стараться сохранить и это направление. Последний проект, над которым мы работаем, называется «Большая рыбалка». Надеюсь, в августе уже покажем.
Валерий Печейкин, автор «Гоголь-центра» и куратор программы «Гоголь+»:
У театра исторически два заказчика — это зрители и государство. Бывают времена и страны, когда желание зрителей ставится на первое место, а государства — на второе. Бывают и другие времена. А независимые проекты в России существуют уже давно и успешно, классический пример — Театр.doc. Кроме того, рядом с — уже бывшим — «Гоголь-центром» существует театральная школа Gogol School. По тому же адресу открыто пространство «Внутри», которое создал Олег Карлсон. У них есть свой репертуар, премьеры и, главное, зрители.
В отличие от кино театр — такая штука, которая существует только в момент исполнения. Конечно, спектакль можно записать на видео, но это не то. Почему? Потому что театр — это еще и социализация, в театр «выходят». И показ в широком смысле — это все: от гардероба до финальных поклонов. Перестановки коснулись в основном «локомотивных» театров, которые двигали актуальные практики и темы. Это движение прекратилось. Поэтому театр еще не «все», но театр — приехал. Почувствуйте разницу.