Как бывшая балерина спасла семейный бизнес от убытков и заработала на сухих завтраках миллионы рублей
Смерть отца, десятки миллионов рублей убытков и полная неизвестность впереди — с таким набором обстоятельств столкнулась 23-летняя Александра Гудимова в 2014 году. Ее семья с начала 2000-х развивала собственное пищевое производство, которым руководил ее отец Сергей Гудимов. Его уход из жизни совпал с экономическим кризисом, который обернулся для компании убытками.
У Гудимовой не было опыта и особого желания посвящать жизнь пищевому производству, но позволить делу своей семьи исчезнуть она не могла. Александра запустила новое направление — производство гранолы, которое задумывала как дипломный проект, а со временем взяла на себя руководство и остальными продуктами.
Сегодня «здоровые» сухие завтраки под брендом Bionova продаются в «Азбуке Вкуса», «Перекрестке», а также 14 странах мира, принося компании больше 500 млн руб. выручки в год. Как бывшая балерина стала крупным производственником и почему не хочет продавать компанию корпорациям?
Бизнес Гудимовых в цифрах
- 23 года — было Александре Гудимовой, когда она присоединилась к управлению семейным бизнесом.
- 20 млн руб. — понадобилось на запуск производства гранолы Bionova.
- 1,3 млрд руб. — выручка всей компании «НоваПродукт АГ» за 2021 год.
- 41,7 млн руб. — прибыль компании за тот же период.
- 40% оборота приносит производству гранола Bionova, выросшая из дипломного проекта Александры.
- В 14 странах мира продаются продукты «НоваПродукт АГ».
- 12% выручки обеспечивает экспорт.
*Источник: данные компании и СПАРК.Интерфакс
Балерина и станки
В юности Александра Гудимова собиралась стать балериной — закончила Московскую государственную академию хореографии, занималась балетом при Большом театре. Но в 17 лет получила серьезную травму колена и поняла, что в балете не сможет быть лучшей, — значит, нужно выбирать другую сферу. Она закончила бакалавриат в МИРБИС по специальности «менеджмент организации», потом магистратуру в ВШЭ по специальности «Международный бизнес, политика и экономика». Планировала строить карьеру в корпоративном секторе, но жизнь распорядилась иначе.
В конце 2013 года студентка Гудимова писала диплом по теме, которая быстро набирала популярность, — импортозамещению. Идея добавить в диплом практическую часть и произвести российский аналог какого-то импортного продукта пришла в голову ее научной руководительнице.
Сергей Гудимов, Отец Александры, тогда владел небольшой компанией «НоваПродукт АГ», которая поставляла функциональное пищевое сырье1 российским производствам. Компанию Гудимов основал в 2000 году вместе с другом, Александром Нижегородовым. Раньше партнеры были топ-менеджерами в пищевых международных компаниях, которые после дефолта 1998 года ушли из России. Гудимову и Нижегородову предлагали релоцироваться в Китай, но они решили открыть собственный бизнес в России. Покупали фруктозу, инулин2, смеси для безалкогольных напитков в США, Турции и Израиле, везли контейнерами и продавали предприятиям в России и СНГ. Потом закупили таблеточные прессы и стали производить готовые сахарозаменители под собственными брендами. С управлением компанией помогала Наталия Владыкина, мать Александры. Сейчас она занимает пост коммерческого директора и владеет 50% «НоваПродукт АГ».
1Основа для пищевых БАДов — продуктов с дополнительными полезными свойствами, которые снижают риск развития хронических заболеваний. К функциональным пищевым продуктам относятся, например, кисломолочные продукты с пробиотиками и пребиотиками, каши, крупы, хлебобулочные изделия, которые содержат дополнительные ферменты и витамины, концентраты напитков с оздоравливающим действием, спортивное питание.
2Натуральный полисахарид, по химическому составу близок к клетчатке. Нормализует работу желудочно-кишечного тракта, помогает контролировать аппетит.
Начиная с 16 лет, Александра каждое лето подрабатывала в семейной компании в разных отделах, но заниматься семейным бизнесом всерьез ей не хотелось. А вот возможность сделать дипломный проект на реальном предприятии ее очень вдохновила. «Я много путешествовала по Европе, и в отелях на завтрак всегда были полезные кранчи гранолы — у нас я таких не видела. А миллениалам хотелось именно таких продуктов — полезных и крутых», — рассказывает предпринимательница. Она скупила все, какие нашла, сухие завтраки в магазинах Москвы и изучила их составы. «Это были шарики, хлопья, мюсли с сахаром, пальмовым маслом, дешевыми цукатами. Мне же хотелось создать что-то полезное», — вспоминает Гудимова.
Светлана Силенина
руководитель направления «Потребительский рынок» INFOLine
В 2014 году на российском рынке была в основном представлена гранола, она же запеченные мюсли, импортного производства компаний Kellogg`s, Nestle и Matti. Именно они приучили россиян к сухим завтракам. Позже стали появляться новинки и российских производителей: «Хлебпром» (Челябинск), «ГУД ФУД», «Си-проджект», «Увелка», «Собинский хлебокомбинат» и др.
Bionova появилась на рынке в 2014 году и заняла нишу ЗОЖ-продуктов, интерес к которому в последние годы постоянно увеличивался. Благодаря этому за несколько лет компания стала действительно крупным и заметным игроком. Самый значительный рост произошел в 2020 году — выручка производителя Bionova, «НоваПродукт АГ», на фоне роста онлайн-продаж и интересу к ЗОЖ приросла на 47%, а по итогам 2021 года составила 1,3 млрд руб. (+35%). Рынок готовых завтраков в сегменте здорового питания — перспективное направление, которое и сейчас находится в стадии развития».
Тяжелый год
Итак, гранола стала дипломным проектом Гудимовой. Но оборудования для ее производства в компании отца не было. Александра съездила на несколько международных выставок, познакомилась там с иностранными производителями гранолы и попросила показать ей, как работает производство у них. Оказалось, что европейцы используют мощные и полностью автоматизированные станки: одна большая машина, одна кнопка, два оператора. Но стоила установка около 800 млн руб. — таких денег у компании не было.
Тогда Александра присмотрела вариант попроще: не одна, а несколько машин, вместо единой кнопки запуска — сложный ручной механизм, которым должны управлять несколько человек. Зато стоила эта линия не 800 млн, а 15 млн руб.
Оборудование оформили в лизинг: 3 млн руб. вынули из оборота, остальные 12 млн взяли в кредит на три года под 11,2% годовых. Вместе с оборудованием производители продали и ноу-хау способа работы на нем: найти в России специалистов, которые быстро разобрались бы, что к чему, было невозможно, считает Александра.