Уголовная ревизия: почему пора изменить отношение власти к бизнесу
Ситуация, в которой оказалась экономика России после введения новых западных санкций, должна подтолкнуть власти к снижению уголовного давления на бизнес. До сих пор все подобные инициативы застревали на полпути, но нельзя заниматься импортозамещением в стране, где предпринимательская активность затухает, уверен адвокат, эксперт Института экономики роста имени Столыпина Дмитрий Григориади
Проблема необъективного уголовного преследования предпринимателей уже давно разрушает российский инвестиционный климат. Как 10 лет назад, так и сейчас бизнес не может считать себя защищенным от перевода гражданских споров в уголовные расследования с арестами, остановкой деятельности, рейдерством.
Справедливости ради стоит отметить и корректировку практики в лучшую сторону, но появились новые проблемы — массовые уголовные дела по госконтрактам, по частично невозвращенным кредитам банкам с государственным участием — и остались старые: вольная трактовка следователями манипуляций с НДС как хищения, что позволяет возбудить дело по более тяжелой, не налоговой статье, заключение предпринимателей под стражу, несмотря на запрет, изложенный в статье 108 Уголовного кодекса, а также криминализация не тяжких и не опасных для общества деяний.
Бег на месте
В 2019–2021 годах количество уголовных дел по «предпринимательским» статьям Уголовного кодекса росло каждый год, а в Москве, например, предприниматели составляют 15% от всех, кто находится в СИЗО. Пороги ущерба по самым частым «предпринимательским» статьям не успевают за инфляцией. Такими темпами фраза «попал в тюрьму за мешок картошки» перестанет быть смешной, а станет обыденной реальностью.
Поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, внесенные законодателем в 2021 году, к сожалению, никак не отразились на судьбе предпринимателей. Несмотря на многочисленные инициативы юристов, не изменился размер крупного и особо крупного размера в статьях по мошенничеству, формулировки самой страшной для предпринимателя статьи УК, 210-й — «Об организации преступного сообщества» — остались практически неизменными, хотя в 40% случаев суды оправдывают по ней подсудимых. Не состоялось и расширение подсудности суда присяжных, которое позволило бы повысить объективность судебного разбирательства. Надо отметить, что в настоящее время отменяется до 90% оправдательных приговоров с участием присяжных. Создается ощущение давления на данный институт и исключения его из судебного конвейера принятия решений.