Удобство, выгода и подводные камни: компании рассказывают о работе с самозанятыми
Тренд на самозанятость неуклонно растёт. Этому во многом поспособствовал период карантина, когда миллионы сотрудников частично опробовали такой формат, а руководители поняли, что подчинённые способны справляться с обязанностями, работая удалённо. Вместе с QIWI мы поговорили с руководителями различных компаний и выяснили, как работать с самозанятыми специалистами и что нужно знать, нанимая таких сотрудников на работу.
Лидия Багирова, операционный директор агентства Vinci
Как только законодательно утвердили специальный налоговый режим для самозанятых, мы стали более активно привлекать их к работе. В нашем случае такая форма сотрудничества особенно эффективна с копирайтерами, дизайнерами, ивент-менеджерами, некоторыми специалистами бэк-офиса. Таких специалистов удобно привлекать на временные проекты, когда ресурсов штатных работников недостаточно. Однако точно не следует переводить в этот статус тех сотрудников, которые являются основной «силой» в компании.
Если заключаете договор с самозанятым, не нужно прописывать те условия и нюансы, которые есть в трудовых договорах, — такая перестраховка чревата признанием договора трудовым. Нужно чётко понимать, что самозанятый — не сотрудник. Это наёмный подрядчик, который выполняет определённую работу в определённый срок за определённые деньги. Не заключайте формальные договоры — прописывайте в них все те показатели, объёмы и сроки, за которые платите, тогда все будет хорошо.
Ещё один важный нюанс: обязательно нужно, чтобы самозанятый прислал чек при получении денег. В противном случае эта оплата будет приравнена к выплате физическому лицу со всеми вытекающими отсюда налогами — НДФЛ и отчислениями взносов в различные фонды. Поэтому важно наладить систему — кто отвечает за это в компании. Мы, например, сделали подробную памятку для самозанятых, где ёмко расписали этапы работы и контактные данные ответственных лиц по работе с ними.
Наём — это сложный процесс коммуникации и взаимоотношений в рамках определённых задач и иерархии. Чаще всего в тех сферах, где нет необходимости «стоять у станка», люди могут позволить себе стать самостоятельными — самим выбирать проекты, работу, заказчиков. В нашей сфере мы постоянно сталкиваемся с такими примерами — в основном это люди творческих профессий и сильные специалисты в сфере IT. Если человек действительно хороший специалист, уверен в себе и не боится конкуренции — а она достаточно высокая сейчас на рынке, — то он чаще всего принимает решение быть свободным и работать на себя, что не так-то просто.