Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»

kiozk originalsИстория

Курс на Луну

Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»

Автор: Джеймс Донован – американский писатель, популяризатор истории

0:00 /
2251.546

Для кого эта книга?

«Курс на Луну» – увлекательное чтение для всех, у кого замирает сердце от мыслей о космосе. Эта книга рассказывает, как человек покорил холодную бездну, от полета первого спутника до высадки на Луну. Имена Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза навсегда запечатлены в истории США. За миссией «Аполлон-11», на котором они отправились к Луне, наблюдала вся планета, а сами космонавты стали настоящими героями своего времени. Узнайте историю покорения естественного спутника Земли с нашим обзором книги Джеймса Донована.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Курс на Луну» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Покиньте Землю и изучите историю ранних космических исследований.

Космос – последний рубеж. По крайней мере, оставался им до тех пор, пока человечество не прыгнуло в неизвестность и не начало исследовать его в 1950–60-х годах. Возможность вырваться за пределы родной планеты миллионы лет была последним шагом, отделяющим человечество от полного господства над природой и ее судьбой.

Но в те решающие десятилетия ничто не было предопределено заранее. Никто не знал, возможно ли вообще путешествие в космос; технология космических полетов была в зачаточном состоянии, и нужно было решить тысячи проблем. К счастью, не было недостатка ни в целеустремленных экспертах, ни в серьезном финансировании. В разгар Холодной войны США и СССР были полны решимости превзойти друг друга в освоении космоса.

С самого начала Святым Граалем для обеих сверхдержав была высадка человека на Луну – в конце 50-х это выглядело не более чем несбыточной мечтой. И все же, благодаря честолюбию, решимости и изрядной доле удачи, эта мечта стала реальностью для США всего за десять лет.

Из этого обзора вы узнаете:

  • сколько времени требуется, чтобы добраться до Луны;
  • какая ракета из когда-либо созданных была самой мощной;
  • и сколько астронавтов погибло в результате трагического несчастного случая.

Космическая гонка была побочным результатом Холодной войны.

Утром 5 октября 1957 года, в самый разгар холодной войны, Америка проснулась от тревожных новостей. Советы успешно запустили на орбиту Земли 184-фунтовый стальной шар. Названный «Спутник-1» и снабженный двумя радиопередатчиками, он стал первым в истории искусственным спутником. СССР разгромил своего смертельного врага в космосе.

Это стало шоком для США, которые привыкли к технологическому превосходству. Хуже того, во время движения по орбите спутник проходил непосредственно над США семь раз в день. Космическая гонка являлась еще и культурной войной – каждая сторона пыталась доказать превосходство своей идеологии – при этом никто не отменял угрозу национальной безопасности.

Всего через четыре недели американцы ответили: попытались запустить собственный спутник с военного ракетного комплекса на мысе Канаверал во Флориде. Транслируемый в прямом эфире по телевидению, запуск двадцатикилограммовой ракеты закончился взрывом, свидетелями которого стали миллионы зрителей. Маленький спутник, взгромоздившийся на ракету, вырвался из огненного шара и покатился в кусты.

Американцы были унижены – и им пришлось привыкать к этому ощущению: СССР, устанавливающий космические рекорды, и США, играющие в догонялки, станут постоянной темой для обсуждения ранней космической гонки.

В начале следующего года, 31 января 1958 года, американцам удалось запустить свой собственный спутник «Эксплорер-1». Но событие было быстро омрачено уже 15 мая, когда советы запустили «Спутник-3» – он весил 1327 кг, был намного больше предыдущих и обладал передовым исследовательским оборудованием.

Всю первую половину 1958 года американцы и русские пытались запускать новые спутники. Было по меньшей мере пять неудачных пусков с американской стороны и один со стороны СССР. Но поскольку Кремль всегда замалчивал провальные попытки, десятилетиями никто не знал об этих неудачах Советов. Люди по обе стороны железного занавеса считали, что космическая программа СССР просто не может подразумевать совершение ошибки.

К концу 1958 года обеим сторонам становилось все яснее, какова будет следующая цель: отправить человека в космос и обратно. Та из сторон, что сможет осуществить это первой, одержит огромную пропагандистскую победу.

Итак, 17 декабря 1958 года США объявили о своем намерении отправить человека в космос. Проект под названием «Меркурий» должно было вести новое гражданское космическое агентство NASA, созданное всего за восемь недель до этого.

Для проекта «Меркурий» необходимо было решить целый ряд проблем.

Благодаря Вернеру фон Брауну – бывшему нацистскому ученому-ракетчику, привезенному в США в конце Второй мировой войны, у США уже был ракетный ускоритель под названием «Меркурий-Редстоун». Он был достаточно мощным, чтобы отправить человека в суборбитальный полет – что означало выход в открытый космос, но не полный орбитальный полет вокруг Земли.

У Советов на тот момент была еще более мощная ракета – «Спутник-ПС». Это позволило космическому аппарату, установленному на вершине ракеты, пройти по орбите вокруг Земли. А 3 ноября 1957 года СССР добился еще одного выхода в открытый космос: бездомная собака по кличке Лайка стала первым животным, выведенным на орбиту Земли.

Первые миссии проекта «Меркурий» также были испытательными полетами с экипажами животных. В то время влияние невесомости на человеческое тело было неизвестно. Некоторые врачи подозревали, что гравитация необходима для определенных функций организма; другие беспокоились об опасности космического излучения, которое больше не блокируется атмосферой Земли.

Но вернемся к временной шкале. У NASA была ракета, способная совершать суборбитальные полеты. Но план полета – детальная информация о старте, заходе на посадку и восстановлении – требовал разработки.

Эта работа выпала на долю инженера-исследователя NASA Кристофера Колумба Крафта-младшего и его отдела управления полетами. Этому подразделению предстояло полностью контролировать космический корабль, следить за его продвижением и проверять биомедицинские показания членов экипажа.

В то время наземная поддержка NASA состояла из основного бетонного бункера рядом с пусковой площадкой. Крафт понял, что этого недостаточно для реализации сложного проекта «Меркурий», и идея центра управления полетами начала обретать форму. Была также создана должность руководителя полета, который командовал управлением и принимал все окончательные решения. Крафт взял эту роль на себя.

Хотя у NASA, возможно, был ракетный ускоритель, им все еще нужно было разработать капсулу для экипажа.

Для ее проектировки фон Браун и его команда начали работу с авиационным инженером Максом Фагетом. Самой большой проблемой было возвращение экипажа в атмосферу: как сконструировать капсулу, способную выдержать экстремальную жару – около 1927о С и давление, испытываемое при возвращении в атмосферу Земли?

Первым предложением стала заостренная аэродинамическая форма. Но коллеги Фагета вскоре обратили внимание на то, что метеориты с плоскими округлыми носами часто выживали в жаре в процессе падения. В конце концов, разработчики выбрали форму с тупым носом, которая одновременно замедляла капсулу и создавала ударную волну вокруг корабля, отводя значительное количество тепла.

Теперь нужно было проверить расчеты в действии.

Проект «Меркурий»: строгая культура безопасности и контроля качества.

Трудно понять, как много уходит времени на подготовку к космическим полетам – особенно с экипажем. На каждую минуту, проведенную в космосе, на земле тратится неисчислимое количество времени на расчеты, проектирование, строительство, испытания и моделирование. «Меркурий» был тем проектом, с которого все это началось.

После моделирования на базовых компьютерах и бесчисленных тепловых, капельных, спиновых и аэродинамических испытаний разработка конусообразной тупоносой капсулы проекта «Меркурий» была завершена. Она имела легкий, но прочный титановый внешний слой и толстый термостойкий алюминиевый экран, предназначенный для сжигания при возвращении на Землю. На высоте 6,5 км открывался парашют, чтобы стабилизировать спуск, еще один открывался на высоте 3 км, чтобы замедлить капсулу для посадки.

Эта скрупулезность распространилась на все части проекта и стала характерной чертой культуры NASA. Почти каждая система капсулы проекта «Меркурия», от механики до электрики, имела по крайней мере одну резервную копию. Каждая единица корабля и каждая система на земле были проверены в десятки раз тщательнее, чем требовалось для выполнения миссии.

Такой серьезный подход к обеспечению безопасности, прочности и надежности был также отражен в наборе и подготовке экипажа «Меркурия» – первых астронавтов. Сначала было трудно понять, кого необходимо нанять – эту работу никто никогда раньше не выполнял, поэтому не было никаких установленных должностных инструкций или требований. Но в декабре 1958 года президент Эйзенхауэр постановил, что заявку на участие могут подавать только американские летчики-испытатели.

Это имело смысл по ряду причин. Эти люди были лучшими пилотами, они отвечали за проверку новых самолетов на наличие дефектов. Они привыкли к чрезвычайно напряженным условиям работы и умели сохранять хладнокровие в самых сложных ситуациях. А главное – они не боялись смерти – в 1952 году смертность среди американских летчиков-испытателей составляла 25%.

Помимо наличия удостоверения пилота-испытателя, требования к работе «Меркурия» включали полторы тысячи часов летного времени, превосходную физическую подготовку, степень бакалавра в области инженерии или эквивалентную ей и рост не более 180 см, чтобы разместиться внутри крошечной капсулы. В стране было 110 человек, которые соответствовали этим требованиям; семьдесят подали заявки.

В результате изнурительного процесса отбора, включавшего долгие собеседования, психологические исследования, медицинские осмотры и тесты на профпригодность, эта группа была сокращена до семи будущих астронавтов, названных «Меркурий-7». Их имена: Скотт Карпентер, Гордон Купер, Джон Гленн, Вирджил Гриссом, Уолтер Ширра, Алан Шепард и Дональд Слейтон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Все лгут Все лгут

Поисковики, Big Data и Интернет знают о вас все

kiozk originals
Разожги мой огонь Разожги мой огонь

Интимные отношения могут дарить вдохновение, но могут и гасить его

Psychologies
Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость Иммунитет от хамства: как реагировать на грубость

Как защититься от хамства, не опускаясь до него?

Psychologies
10 терминов, неуместное использование которых расстраивает ученых 10 терминов, неуместное использование которых расстраивает ученых

Научные термины, которые мы не всегда уместно используем

Популярная механика
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Сотни съемок и обложка с икрой: что Моника Беллуччи сделала для моды Сотни съемок и обложка с икрой: что Моника Беллуччи сделала для моды

Главные модные достижения одной из самых красивых актрис в истории

Esquire
Sapiens Sapiens

Краткая история человечества

kiozk originals
«Правила мертвы». Глава Netflix рассказал о главных уроках, которые бизнес должен извлечь из кризиса «Правила мертвы». Глава Netflix рассказал о главных уроках, которые бизнес должен извлечь из кризиса

Глава Netflix объясняет успех компании отказом от бюрократии

Inc.
Авто особого назначения Авто особого назначения

На чем будут ездить российские чиновники

Деньги
8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях 8 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях

Тот самый случай, когда режиссеру даже не пришлось ничего приукрашивать

Maxim
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
Красоты мира. Тест-драйв Volkswagen Arteon и Kia Stinger Красоты мира. Тест-драйв Volkswagen Arteon и Kia Stinger

У особых машин свой рынок, в котором не работают привычные правила конкуренции

РБК
Российские политики, которых номинировали на Нобелевскую премию мира Российские политики, которых номинировали на Нобелевскую премию мира

Кто из отечественных политиков был номинирован на Нобелевскую премию мира

РБК
Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает Отрицание, замещение, проекция: как психика нас защищает

Три защитных механизма психики, описанные Зигмундом Фрейдом

Psychologies
Зачем нам замуж? Алина Фаркаш считает, что брак женщине не так уж и нужен Зачем нам замуж? Алина Фаркаш считает, что брак женщине не так уж и нужен

Зачем выходить замуж в России – мне сложно понять

Cosmopolitan
Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер» Ярослав Андреев: «Чарли Чаплин 80 лет назад снимал короткие смешные видео. Он первый тиктокер»

Основатель WildJam о рекламе в тиктоке и блогерах-зумерах

GQ
«Отдых для слабаков»: почему нам трудно остановиться и расслабиться «Отдых для слабаков»: почему нам трудно остановиться и расслабиться

Зачем мы загружаем себя работой и почему заветный отдых так и не наступает?

Psychologies
Леонардо да Винчи. Биография Леонардо да Винчи. Биография

Почему «Джоконда» – шедевр, на который хотят посмотреть вживую миллионы людей

kiozk originals
Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи

Ученые создали кирпичи с добавлением окурков

N+1
Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая Неделя в Москве: как увидеть знаковые места столицы. Часть вторая

Маршруты для идеального путешествия по Москве. Продолжение

Культура.РФ
Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории Косметика от всех грехов: монахи, ставшие бьюти-гуру, — реальные истории

Намоленная косметика? Нет, мы не шутим!

Cosmopolitan
Самое сухое место на Земле — песчаные дюны Антарктиды Самое сухое место на Земле — песчаные дюны Антарктиды

Сухие долины — место, где вот уже два миллиона лет не было никаких осадков

Maxim
«За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны «За несколько лет соцсети полностью переучили нас»: как вернуть внимание и работоспособность, которую отняли смартфоны

Выжимка подкаста The Supehuman Academy с Кэлом Ньюпортом

VC.RU
Счастливы, потому что смеемся Счастливы, потому что смеемся

Грусть, уныние, упадок сил? Это поправимо!

Psychologies
Принципы Принципы

Жизнь и работа

kiozk originals
Самые странные автомобильные законы Северной и Южной Америки Самые странные автомобильные законы Северной и Южной Америки

Иногда дорожные законы настолько нелепы, что не имеют никакого смысла

Популярная механика
Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез Мужчины тоже плачут: 6 самых частых «разновидностей» людских слез

Когда дело доходит до слез, не все из них одинаковы

Playboy
10 самых нелепых теорий заговоров: мир под властью рептилоидов 10 самых нелепых теорий заговоров: мир под властью рептилоидов

Подборка самых нелепых и уморительных теорий конспирологов по всему миру

Популярная механика
«Я верю, что мое от меня не уйдет» «Я верю, что мое от меня не уйдет»

Марьяна Спивак — о востребованности в профессии, материнстве и знаках судьбы

OK!
Четыре опасные секты мира Четыре опасные секты мира

Фраза «Религия — опиум для народа» не теряет актуальности

Maxim
Открыть в приложении