Юбилейная тоска: как ностальгия по СССР стала мешать развитию страны
30 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня создания СССР. В современной России эта дата праздником не является — ни для власти, ни для населения. Нет повода для радости: жившие при Советском Союзе поколения по нему тоскуют, но восстановить его — пусть в модернизированном, более гибком, варианте — никому не удается. Причем, как считает политолог Алексей Макаркин, сами воспоминания об СССР не связаны с прогрессом, а, напротив, органично вписываются в консервативный тренд.
Счастливое прошлое
Еще в 2021 году, к 30-летию распада СССР, опрос ВЦИОМа показал, что для 21% респондентов Союз ассоциируется с верой в светлое будущее, стабильностью, спокойствием, уверенностью в завтрашнем дне. Для 13% — с положительными эмоциями, ностальгией, радостью, теплыми, приятными воспоминаниями. 11% вспоминают детство, юность, молодость, бабушек и дедушек, молодых тогда еще родителей. 10% тоскуют по многонациональной стране, дружбе народов, единстве, сплоченности и братстве народов. 8% печалятся о хорошем бесплатном образовании. Столько же называют советских лидеров: в исследовании не выясняли оценок их деятельности, но по другим опросам известно, что Сталина и Брежнева оценивают высоко, Ленина более противоречиво, но все равно скорее со знаком плюс. Опрос ВЦИОМа, проведенный в нынешнем году, показал, что крайне негативной характеристикой — «удачливый политический авантюрист» — Ленина наделяют лишь 11% респондентов. Вспоминая об СССР, еще 8% вздыхают: «Хорошее было время, жизнь была лучше, жили хорошо». 7% помнят сильную, могучую, огромную страну, великую державу, 6% — пионерские лагеря и комсомол.
А как же негатив? Он тоже, разумеется, есть, но почти в гомеопатических дозах — дефицит и очереди в магазины припомнили 5%, а обман людей, ограничение свободы вкупе с бедностью населения — 4%. Не более того — и это несмотря на личные воспоминания (которые по законам психологии вытесняются позитивом) и многочисленные телесериалы, в которых подробно рассказывается о бедах советского времени.
При этом лишь у 12% респондентов не возникает никаких ассоциаций с СССР — по условиям опроса, нужно было назвать первое, что приходит в голову (до трех вариантов ответов). Так что молодые респонденты воспроизводят в основном рассказы старших, хотя их интерес к СССР и осведомленность о его реалиях куда меньше. Лишь 59-60% респондентов до 34 лет смогли правильно расшифровать его аббревиатуру (в возрастной категории от 35 до 44 лет — 76%, а более старшие отвечают на этот вопрос практически безошибочно — 94-95%).