Инфаркт здорового человека
К сожалению, регулярные занятия спортом, отказ от вредных привычек и подтянутое мускулистое тело не защищают сердце на сто процентов от болезней. Мы расскажем вам, как инфаркт настигает физкультурников среднего возраста и что делать, чтобы защитить свое сердце, тем, кто уже успел отказаться от сигарет, гамбургеров и неподвижного образа жизни.
Олег Семенов (имя изменено. — МТ) — офисный работник. Не пьет, не курит, фастфуд не ест, регулярно тренируется на велосипеде — наматывает в неделю по 100–150 км.
Мы не так себе представляем мужчину, который подвержен риску сердечно-сосудистых заболеваний. Тем не менее 30 октября 2021 года в возрасте 47 лет Олег пережил инфаркт. В тот день он встал как обычно, с петухами, в 5:30 утра, чтобы успеть потренироваться перед работой. Начав крутить педали, Олег почти сразу почувствовал странную боль в груди, но решил не сбавлять темп. По его словам, у него был запланирован заезд на высоком пульсе, а как он давно заметил, при интенсивной физической нагрузке в теле часто возникают неприятные ощущения. Но для него это не повод сбавлять скорость. Надо просто перетерпеть — жжение за грудиной, скорее всего, вызвано изжогой от съеденного перед тренировкой банана.
Семенов позанимался спортом, как и планировал, но на работу он в тот день так и не попал. Ему повезло. Приехав домой, он пожаловался на боль в груди жене Ольге, которая работает терапевтом. Она в версию с изжогой не поверила и настояла на обследовании у кардиолога. Олега удалось уломать с трудом. По его словам, за исключением слабой боли в груди, он чувствовал себя абсолютно здоровым человеком. Скорую решили не вызывать, поехали на своей машине, по дороге сделав крюк, чтобы завезти одну из дочерей в школу. Семейная пара в больницу особо не спешила.
Первым делом Олегу сделали электрокардиограмму, и ее результаты не вызвали у врачей тревоги. Затем он сдал кровь. Через 15 минут были готовы результаты анализа. Повышенные уровни кардиомаркеров указывали на инфаркт миокарда. После этого события начали разворачиваться стремительно. Мужчину уложили на кушетку, побрили грудь, закрепили на ней электроды, вставили в вену катетер и сделали эхокардиограмму. Через несколько минут врачи диагностировали инфаркт. Не теряя драгоценного времени, Олега отправили в операционную, где хирург провел ангиопластику суженной коронарной артерии — ее стенки расширили специальным надувным баллончиком, а затем вставили в нее проволочную конструкцию — каркас-стент, не дающий артерии сузиться обратно.
До этого дня Семенов особо не интересовался сердечно-сосудистыми заболеваниями, потому что считал, что здоровый образ жизни надежно защищает его от таких заболеваний. В больнице после операции «зожник» узнал от врачей много нового. За час сердце сокращается 4200 раз, проталкивая сквозь себя 300 литров жидкости, рифмующейся со словом «любовь». Но это механический процесс — как у насоса с водой. Прокачиваемая кровь не взаимодействует с тканями сердца и поэтому не обеспечивает их кислородом и питательными веществами. Снабжение клеток сердца происходит другой кровью. Той, что подводится к нашему «насосу» снаружи с помощью специальных сосудов, называющихся коронарными артериями.
Сужение или полная блокировка коронарных артерий — это та самая ишемическая болезнь сердца (ИБС), которая, по данным ВОЗ, ежегодно уносит около 18 миллионов жизней. Она может протекать по-разному. Один из самых распространенных вариантов — стенокардия, то есть недостаточное поступление кислорода к сердцу, например, из-за того, что одна из коронарных артерий заблокирована атеросклеротической бляшкой. Из-за гипоксии в тканях миокарда происходит высвобождение веществ, которые вызывают у человека болевые ощущения. Когда актер в немом кино картинно хватается за грудь (свою), он изображает резкий приступ стенокардии, вызванный стрессом из-за разорения на бирже или измены жены.