Однажды в Чертанове
Как фэнтези-комедия «Конец света» о Князе Тьмы и его земном сыне цитирует мировую и российскую поп-культуру
На Кинопоиске завершается один из самых необычных и эксцентричных российских сериалов этого года — дьявольская комедия «Конец света» с Юрием Колокольниковым в роли Князя Тьмы, решившего проведать своего земного сына. Сериал уже посмотрели миллион подписчиков сервиса. По сюжету, воссоединение семьи происходит в московском Чертанове, а зритель не устает удивляться, как много в этой истории отсылок к другим сюжетам — от Данте Алигьери и Михаила Булгакова до «Омена» и «Достать ножи». При этом «Конец света» — не конкурс пародий, а повествование, удивляющее своей свежестью и свободой. И кажется, многие цитаты и совпадения здесь были случайными и неизбежными. Но мы все равно решили составить их реестр, чтобы зритель знал, откуда растут рога и копыта.
А — Адвокат дьявола
Уже трейлер «Конца света» намекает, что Сатана намерен совращать своего сына Демьяна по методичке Аль Пачино. «Зови меня «папа», — говорит тот Киану Ривзу в знаменитом фильме о том, что тщеславие — любимый порок дьявола. И это спойлер: молодой юрист и правда оказывается чертовым сыном. «Для тебя просто «папа», — пародирует Юрий Колокольников в «Конце света». На этом цитаты не заканчиваются. Чтобы показать, какое наследство ждет их сыновей, оба отца тащат тех на крыши небоскребов. В американском фильме это 50-й этаж здания Континентал-тауэр на Уолл-стрит. В российском сериале, разумеется, район Сити. Но самое шокирующее сходство историй — в том, что любимые женщины сыновей становятся жертвами отцов. В «Конце света» Сатана, превратившись в Демьяна, занимается сексом с его невестой Галей. А в «Адвокате дьявола» отец рассказывает сыну, что переспал с Мэри-Энн — героиней Шарлиз Терон, которая в итоге совершит самоубийство в психбольнице. Но это единственная мерзкая деталь «Конца света». В остальном сериал на удивление интеллигентный — даже когда засовывает голову Владимира Маркони в зад Владимира Маркони.
Б — Булгаков
Московская гастроль Сатаны, разумеется, проходит по тому же маршруту, что и в «Мастере и Маргарите». Здесь есть своя Аннушка, но на этот раз у нее проливается массажное масло. Азазелло, которого Булгаков называл «демоном безводной пустыни», теперь тиктокер Азик — получается, социальные сети и есть безводная пустыня. Штаб-квартирой Сатаны становятся безвкусно обставленные, но впечатляющие размахом бандитские апартаменты по адресу Большая Садовая, 302-бис — точь-в-точь как в книге. Дьявол в красном пальто прогуливается с собачкой по Патриаршим — ни дать ни взять типичный персонаж «Беспринципных».
Бессребреники из Чертанова, впрочем, испорчены квартирным вопросом ничуть не меньше. А неотразимая Ксения Раппопорт играет, по полставки, и Геллу, и Бегемота. Во-первых, она превращается в черную кошку. А во-вторых, повторяет подвиг булгаковской Геллы, приручившей директора варьете Римского. Только теперь дьявольская свита совершает рейдерский захват цирка — самого подходящего места и для сеансов разоблачения черной магии, и для бала Сатаны. Кстати, помните, как в «Мастере и Маргарите» бесы заставили петь хором московских чиновников? В этот раз жертвами коллективного умопомрачения становятся спецназовцы, но детали мы, пожалуй, опустим.
Г — Гарри Поттер
Отдельное спасибо за то, что преступную группировку, которая контролирует кладбищенский бизнес, в «Конце света» называют «Пожирателями смерти». Надо сказать, что это уже третья сериальная сатира на печально известную индустрию за сезон. Язвительная комедия «Конец света» пролила немного света на похоронный бизнес на фестивале «Новый сезон». Нордический детектив «Замерзшие» поднял ту же проблему на фестивале «Пилот». Но первым был абсурдный нуар «1703» с фестиваля Original+, в котором даже есть камео того самого журналиста Ивана Голунова, расследования которого касались в том числе похоронной сферы.
Д — Дэмиен, сын Сатаны
Демьян в исполнении Семена Трескунова — практически тезка Дэмиена из «Омена», то есть ребенка Сатаны, которому суждено совершить конец света. В связи с этим его то и дело пытаются убить хорошие, в общем-то, персонажи — то ангелы, посланные на землю Богом, то прислужники дьявола, которым понравилось жить среди нас.