Отчего телескопы не летают как птицы
Проект SOFIA закончен. Других таких больше не будет
13 декабря 2022 года летающая обсерватория SOFIA поднялась в воздух последний раз, чтобы добраться своим ходом в Музей авиации и космонавтики Пима в Аризоне и остаться там уже навсегда. Так закончилась не только научная программа обсерватории, но и эра воздушной астрономии.
Лети и смотри
Воздушная астрономия возникла практически вместе с авиацией. 10 сентября 1923 года ВМС США собрали 16 бипланов для наблюдений за полным солнечным затмением с воздуха. Летчики получили тридцать фотографий — ни на одну из них затмение, правда, не попало. Тем не менее, провалившаяся экспедиция привлекла внимание прессы и широкой публики и в январе 1925 года на съемки нового солнечного затмения отправилась уже целая воздушная армада — дирижабль USS Los Angeles с семью учеными и приборами на борту и еще 25 самолетов. На этот раз Солнце в объектив фотоаппаратов попало, и хотя снимки, к разочарованию астрономов, получились смазанными, энтузиазма ученым это не убавило. Следующая охота за затмением в апреле 1930-го на самолетах Sikorsky PS-3 и Vought O2U-1 принесла, наконец, ученым хорошие снимки и подтвердила, что самолет способен оперативно доставить наблюдателя в наиболее удобную ему точку.
В конце 1950-х годов начинается эра космонавтики, а воздушная астрономия переживает второе рождение. Развитие датчиков инфракрасного излучения и первые успехи радиоастрономии воскресили интерес к наблюдениям за Вселенной в инфракрасном спектре, которые почти целый век мало кого интересовали. Большая часть инфракрасного излучения поглощается водяным паром в нижних слоях атмосферы Земли — но это перестает быть проблемой, если поднять телескоп выше слоя облаков на самолете или стратостате.
В 1957 году стартует проект Stratoscope I: телескоп на воздушном шаре поднялся на высоту 50 километров для наблюдений за фотосферой Солнца. После этого полеты астрономических приборов на стратостатах стали обычным явлением и продолжаются и по сей день.
Самолеты не остались в стороне — в 1965 году NASA устанавливает на борту бывшего пассажирского лайнера Convair 990 научную аппаратуру и отправляет его в погоню за затмением. Пока самолет оставался в лунной тени, один из астрономов на борту обратил внимание, что может отчетливо разглядеть галилеевские спутники Юпитера — и предлагает агентству назвать воздушную обсерваторию «Галилео». Наблюдения с нее уже не ограничиваются солнечными затмениями: их целью становятся комета Икэя — Сэки, Венера, Марс и метеорные потоки. На «Галилео» летал знаменитый астроном Джерард Койпер, который, наблюдая за Венерой в ближнем инфракрасном диапазоне, определил, что ее облака не состоят из водяного пара, как считалось ранее.